«Я думаю, что это честный, но эмоционально непростой опрос. На протяжении последних месяцев мы ежедневно вовлечены в происходящее и задавались вопросом — а как я поступлю в аналогичной cитуации? Одно дело — перед войной рассуждаем в теории, совсем другое — никто не исключает худший сценарий», — прокомментировал Спрудс недавний социологический опрос, проведенный платформой PRO совместно с Norstatom спустя полтора после начала войны в Украине.
Согласно его результатам, более 61% жителей Латвии выразили готовность защищать Латвию в случае военной агрессии извне. По сравнению с аналогичным исследованием, которое было проведено Национальной академией обороны в 2020 году, готовность защищать Латвию с оружием в руках снизилась на 20%, а готовность защищать невоенными способами снизилась на 7%.
«Часть общества с низким уровнем доходов не готова защищать страну — это некий элемент недоверия к сценарию развития страны. Государство как бы не дало человеку возможность дойти до определенного уровня благосостояния, — пояснил в эфире программы эксперт. — Кому есть что защищать, придерживается обратного мнения. Хотя в других странах видим обратный процесс — именно те, кому есть что терять, готовы уезжать из страны. У нас же наблюдается элемент разочарования — в политике, экономике».
По словам Спрудса, именно безработные активнее других социальных групп отрицательно отвечали на вопрос о готовности противостоять агрессии.
При этом он считает, что по истечении определенного времени «свой внутренний выбор» сделал каждый житель страны — на граждан, в том числе и русскоговорящих, не повлияли внутренние события, например, случившееся 10 мая у памятника в Парке победы.
«Думаю, что результат опроса радикально не поменялся бы, каждый сделал свой выбор, когда война началась. Да, это эмоционально окрашенное событие (уборка возложенных к монументу цветов трактором - прим. ред.). Возможно, кто-то стал мыслить по-другому, но радикально оно не поменяло мнение тех, кто и до этого не собирался защищать страну и мыслящих более патриотично».
Спрудс упомянул интересный факт: только 10% отпрошенных отказались встать на защиту государства из-за отсутствия чувства патриотизма и латышей среди них в процентном отношении больше, чем представителей других национальностей.
В случае военного нападения Латвию с оружием в руках готовы защищать 13% респондентов, а 48% были бы готовы защищать страну невоенным путем, оказывая поддержку армии, об этом говорится в исследовании.
В случае военного нападения с оружием в руках больше всех были бы готовы защищать Латвию латгальцы, а меньше всех — рижане. Невоенным способом больше готовы защищать родину жители Рижского региона, а меньше всего — жители Латгалии. Наименее готовы встречать противника с оружием в руках в случае нападения молодые люди в возрасте 18-29 лет и люди в возрасте 60-74 лет.
Упоминаются условия, при которых жители были бы готовы защищать страну: если нет другого выхода (37%), если желание защищать больше, чем желание уехать из страны (29%), если есть соответствующие знания (24%), и только 10% заявили, что это было бы продиктовано чувством принадлежности государству.
В исследовании приняли участие 1000 жителей Латвии, граждан и неграждан, мужчин и женщин в возрасте от 18 до 74 лет.