Личное дело

Гражданская оборона Латвии на деле и на бумаге

Личное дело

Силене

Страна не готова к всеобщей мобилизации

Личное дело: если завтра война?

Обратите внимание: материал опубликован 9 лет назад

Простой вопрос «что, если завтра война?» Открывает множество белых пятен и прорех в готовности страны быстро мобилизовать мужское население. Согласно закону, в Латвии есть военнослужащие резервисты – это те, кто отслужил профессионально или остался на сверхсрочную службу. Есть и просто резервисты – все мужчины призывного возраста от 18 до 55 лет. Первых у нас по данным министерства обороны 2500, из них 471 человек имеют боевой опыт в международных миссиях. О возможности мобилизации вторых, пока нет и речи, сообщает программа LTV7 «Личное дело».

«До сих пор, принимая во внимание имеющийся бюджет, нам не хватает средств тем солдатам и земессаргам которые уже находятся на службе, чтобы их вооружить обучить Поэтому мы не рассматривали ещё одну группу военных, которые также требуют больших финансовых ресурсов», - говорит командующий Национальными вооружёнными силами Латвии Раймонд Граубе.

Сейчас в Латвийской армии только разрабатывается модель использования солдат резервистов. Планируется вовлекать их в Земессардзе, а также при экстренной мобилизации использовать в действующих подразделениях. В мае 2012 года военные провели мобилизационные учения. Выслали повестки 500 солдатам-резервистам.

На пункты сбора явилось только 275 человек или 55% из числа бывших военнослужащих. При этом 70% из них сделали это в надлежащие по закону три дня. В то же время сами бывшие военные, а ныне солдаты резерва разочарованы армией. Им кажется: про них забыли, хотя это люди в самом расцвете сил. Они не против отдельных сборов для резервистов.

«Человек отслужил –  пинком  под жо… извините, под зад -  и о тебе забыли. Многие ребята отслужили у очень многих ребят за плечами боевой опыт», - делится личным опытом бывший военнослужащий Виталий Дубов.

У Виталия за плечами пять лет службы в армии, две миротворческие миссии на Балканах. Награды - латвийские и иностранные, за отличие в  выполнении сложных заданий. Сейчас он представляет ассоциацию ветеранов латвийской армии Lava. Если понадобится - снова встанет в строй.

У Сергея Борисюка за плечами десять лет службы, боевые миссии в Афганистане. Сейчас Латвийская армия не хочет платить ему пенсию по выслуге лет.

«Сегодня должен был суд быть. Потому что сказали, что пенсия по выслуге лет мне не полагается - у меня был перерыв в три года. Хотя по закону -  полагается. Я консультировался с юристами и дошло дело до суда. Сейчас жду когда будет судебное заседание», - говорит Сергей.

Однако несмотря на проблемы с бывшим работодателем он готов в случае мобилизации явиться в своё подразделение по первому зову и выполнить долг перед Родиной.

Точно также как и Гунтарс Дзенис в прошлом профессиональный военный, участник миротворческих миссий, который был вынужден покинуть армию против своего желания из-за низкой зарплаты. Если Родина потребует - он готов вернуться в строй:

«Конечно, это долг каждого гражданина этой страны».

В истории с резервистами совершенно неясна и ситуация с негражданами, многие из которых служили в латвийской армии - как в действующих войсках, так и на альтернативной воинской службе. Что им делать? Сразу отправляться в некие фильтрационные лагеря как политически неблагонадёжным или идти на пункты сбора резервистов?

Журналист Андрей Шаврей,  будучи ещё негражданином, принёс присягу верности латвийской армии взял в руки автомат и отправился служить. Целый год он охранял заключённых в Рижской центральной тюрьме.

«Тогда брали всех. Еще не было деления на граждан и неграждан оно началось в 92-93 а в 91 брали всех. Мне было 19 лет. И вот мне пришла повестка. И вот я как честынй порядочный человек пришел. Многие говорят что дурак», - комментирует бывший солдат сверхсрочник Шаврей.

Кстати, тот год, который Андрей отслужил в армии, так и не зачли в его рабочий стаж. При чём, в Латвии это явление распространённое. Не зачли в стаж три года альтернативной воинской службы и автору программы «Личное дело» Даниилу Смирнову.

Раймонд Граубе считает, что ситуация со служившими Латвии негражданми и тем, что им не зачли отданные стране годы в рабочий стаж, несправедлива, и её следует решать в Конституционном суде. А вот что касается мобилизации неграждан, то здесь эта категория жителей страны опять, странным образом, оказалась в привилегированном положении. По Латвийским законам неграждане приравнены к женщинам, которые могут выбирать. Идти им сражаться за Родину или нет.

«Хочет он или не хочет, но к любому гражданину молодому человеку от 18 до 55 лет может быть применена сила мобилизационного закона с соответственной уголовной ответственностью, если он не желает идти служить. В данном случае для неграждан это должно быть добровольным актом», - поясняет главнокомандующий вооружёнными силами Латвии.

Таким образом, на пути ко всеобщей мобилизации масса проблем. Одна из них это мобилизация народного хозяйства. Вдруг войскам понадобится тяжёлая гражданская техника, краны, экскаваторы, бульдозеры для рытья окопов и заграждений. Или например гражданские самолёты для переправки живой силы. По признанию военных, до сих пор нет полного пакета законов, которые регламентируют отношения между гражданскими и военными. Как использовать технику, размеры компенсаций и вознаграждений. Все эти вопросы начнут решать осенью этого года.

 

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное