Католический священник Францис Трасунс со своими единомышленниками выступали за административное объединение с прибалтийскими губерниями и дальнейшее пребывание в составе России. Инженер Францис Кемпс со своими единомышленниками был против идеи объединения и выдвигал идею автономии Латгалии в составе России. Большинство проголосовало за объединение. Надо отметить, что ни балтийцы, ни латгальцы весной 1917 года не думали о провозглашении независимой Латвии. Эта идея родилась позже.
Именно в Резекне 100 лет назад проходил Латгальский съезд. 26 апреля по старому стилю (или 10 мая по новому) представители латышей Латгалии собрались на собрание, чтобы обсудить вопросы по самоуправлению края. Была выдвинута идея отделить Даугавпилсский, Лудзенский и Резекненский уезды от Витебской губернии и присоединить их к Видземе и Курземе.
Делегаты представляли на съезде прихожан католических общин, жителей волостей, солдат Латышского стрелкового батальона и даже представителей из латгальских колоний в России. Всего в съезде участвовало 232 делегата и 118 гостей. Право голоса имели только латгальцы, но на конгресс были приглашены также русские, евреи и поляки.
Первый день выдался солнечным. В начале было богослужение. Имеются сведения, что пели песню, которая позже стала гимном Латвии. Из костела на место, где проходил съезд, шли торжественным шествием. Над головами участников шествия развивался красно-бело-красный флаг.
Первый день дебатов прошел в кинотеатре «Диана». Это здание позже было снесено — на его месте вскоре появится памятник, посвященный 100-летнему юбилею Латгальского съезда.
Делегаты выступали с докладами. Были предложены два сценария будущего Латгалии. Францис Кемпс видел родину как автономию в составе России, а Францис Трасунс выступал за административное объединение всех территорий, на которых живут латыши, в составе России.
В помещениях кинотеатра накалялись эмоции. Последовал нежданный поворот. Францис Кемпс со своими единомышленниками покинули зал.
Это случилось из-за того, что Кемпу не позволили выступить вторично. Он возражал против устной договоренности с балтийцами и потребовал заключения письменного договора. А Францис Трасунс не счел это нужным. Позже из-за этого Трасуна и его единомышленников упрекали, что в Латвийской Республике не всегда соблюдались права латгальцев, поскольку при объединении не были даны письменные гарантии.
Хотя съезд покинули 40 человек, его работа продолжалась. Но атмосфера уже была крайне накаленной. У кинотеатра собирались противники идеи объединения, они нападали на участников съезда. Многие делегаты покинули Резекне. Принятие окончательного решения было отложено на следующий день.