Перси — конь бельгийской породы тяжеловозов. Ему шесть лет, и половину своей жизни Перси служит в Госполиции. Не попади он сюда — работал бы в деревне: пахал землю, возил телеги. В полиции ему лучше, считает инспектор Кристине Эйдука, на попечении которой находится этот жеребец весом в тонну.
Эйдука своего четвероногого помощника хвалит. Конь — молодец и умница, понимает и выполняет все команды ипполога.
«У нас нет особой породы для работы в полиции. Но у лошадей должны быть такие качества, чтобы мы могли их хорошо обучить. Лошадь должна быть смелой, лошадь должна быть от природы спокойной. И очень послушной. Она должна отвечать на команды, которые ей дают. Лошадь не должна обладать очень темпераментным характером», — перечисляет сотрудница полиции.
Из шести служебных лошадей конного подразделения Госполиции две ушли на заслуженный отдых. А из первоначального состава в строю вообще остается только один конь, 22-летний. Зато он и еще один гнедой чаще других бывают задействованы в очень многолюдных мероприятиях. В прошлом году это был Праздник Гауи, 9 мая в Риге.
«Есть еще Алонсо, он пока проходит обучение. Ему нужно пройти последний этап, прежде чем мы сможем его пускать к людям», — пояснила Эйдука.
Лошади, как и другие животные, пугаются незнакомых предметов. А испугавшись, могут понести. Полицейская лошадь не должна быть пугливой. Ее не испугают ни выстрелы, ни полет дрона, ни толпы народа. Потому для этой работы и выбирают среди молодняка самых спокойных особей. Обучение длится около года. А срок службы уже зависит от самой лошади. Самый взрослый полицейский конь в свои 22 года все еще в силе для работы, рассказала Кристине Эйдука. И работа ему нравится:
«Он действительно показывает, что работает с удовольствием. Он порой, когда мы молодых лошадей берем на мероприятие, даже переживает, что не его взяли. Выпущенный в загон, бежит за трейлером: я тоже с вами хочу! Совершенно точно видно, что он еще охотно поработает».
Конные полицейские ведут патрулирование, следят за порядком на массовых мероприятиях — и тут у них есть большое преимущество в обзоре: ведь голова полицейского находится на уровне 3,5 метра от земли.
Поэтому, если в людном месте потерялся ребенок или вспыхнула драка, всадник быстро это заметит и направит лошадь сквозь толпу в нужное место:
«Часто бывало, заблудится ребенок, к нам подходит родитель, описывает: синяя кепка, зеленая куртка. Мы сверху сразу идентифицируем всех в синих кепках».
Четвероногий полицейский помогает задержать нарушителя, сдержать и рассеять беспокойную толпу. Обычные лошади избегают препятствий, обходят их. Полицейская лошадь обучена по команде идти на человека, который отказывается подчиняться приказу полиции. Если дана такая команда — лошадь может опрокинуть человека и прижать.
«Как опрокинуть? Боком. Или спереди сверху, или сбоку, или сзади. У лошади отработаны заходы со всех сторон. Хорошо обученный конь, он десять сотрудников полиции заменит! В тот момент, когда массовые беспорядки, и нужно выстроиться стеной, он своими боками сделает то же, что 10 полицейских, сомкнувших щиты. Я ему даю команду — отодвинь, и он отодвинет протестующих», — поделилась Эйдука.
У Перси, правда, такого опыта еще нет. И в Латвии такие ситуации пока не возникали. Но Перси за время службы в полиции уже доводилось по команде надвигаться на людей. Вид у него грозный — нарушители тут же сдавались.
Раньше в Риге регулярно были конные патрули на улицах, теперь же они главным образом работают на различных мероприятиях, прозвучало в передаче. Работают они и под Ригой — в Бикерниекском лесу, в Дарзини, иногда на Закюсале. Лошади удобны, чтобы полиция могла добраться в те места, куда пешком идти долго, а на авто попасть невозможно. Кристине Эйдука надеется, что со временем лошадей наберут побольше, и патрули будут работать также в рижских парках.