Ёлочку действительно нужно рубить под самый корешок, вровень с поверхностью земли. Самое главное — знать, где это делать можно. Категорически нельзя трогать зоны новых насаждений. «Молодняк – зона неприкосновенная», — говорит представить предприятия Latvijas valsts meži Каспар Роже. Диаметр ствола не должен превышать 12 см, а высота — 3 метра.
Предприятие уже не первый год разрешает каждой семье срубить по ёлочке. За тем, чтобы жители увозили деревья действительно в единственном экземпляре, следит внутренняя служба безопасности предприятия. Каспар Роже говорит, что в целом латвийцы сознательные, установленные правила почти не нарушают.
«Увы, в этом году был зафиксирован случай. Вредителей не поймали: они нарубили ёлки, свалили их в кучу, но не приехали за ними – наверное, почувствовали, что их ловят».
Чтобы сориентироваться, где можно рубить, а где нельзя, на портале mammadaba.lv есть удобная карта. Темно-зеленым цветом там отмечены зоны государственных лесов. В Latvijas valsts meži говорят, что важно и после праздников с уважением отнестись к дереву. Лучшее, что может сделать человек с выполнившей свою миссию елкой – это сжечь ее. Но это совет для тех, у кого есть камин или печное отопление. Остальные же могут привезти «елочный скелет» обратно в лес.
Но так случается, конечно, редко. Обычно люди выставляют елки-палки у мусорных баков. Оттуда их и забирают соответствующие службы. Например, в Бауске сбором мусора занимается предприятие Vides Serviss. Его работники пускают отслужившие ели на переработку.
«Мы собираем хвою с веток. Используем ее для дальнейшего озеленения города. Утепляем розы, чтобы потом высадить их в городе. Остальную часть хвои пускаем на теплоэнергию. А сами ветки пилим и топим ими помещение. У нас своя котельная», - говорит представитель Vides Serviss Илута Раса.
В Валмиере в этом году, как и в прошлые, городское предприятие Valmieras Namu apsaimniekotajs организует специальные пункты приема бывших в употреблении новогодних символов.
«Эти пункты мы организуем для того, чтобы елки не кидали в контейнеры, и они не занимали там места. Таких пунктов в городе будет 4. Там, где больше всего домов», - рассказывает представитель предприятия Ивета Лайвиня.
Отсюда елки доставят на полигон бытового мусора «Дайбе». Там их используют в качестве мульчи (так называют материал, укрывающий почву сверху). Вторая жизнь ждет отслужившую ель, если она попадет и на полигон «Гетлини». Дерево послужит топливом для получения биоэнергии. Такое вот безвозмездное служение: сначала в первозданном виде, потом в переработанном.