Как «мешки КГБ» публикуют в Литве?

Обратите внимание: материал опубликован 5 лет назад

До конца мая латвийская научно-исследовательская комиссия историков, занимающаяся изучением так называемых «мешков КГБ», должна представить свой годовой отчет. Общество все больше и больше недовольно фактом того, что информация до сих пор недоступна. Ученые также часто упоминают соседние страны, которые в этом вопросе продвинулись дальше, сообщает Latvijas Radio.

Например, в Литве было примерно 100 000 агентов КГБ. После распада Советского союза сотрудники КГБ уничтожили или вывезли в Россию многие документы. В Литве нет специальной агентской картотеки с именами доносчиков. Впрочем, последние пять лет литовские историки вместе с другими документами постепенно публикуют в интернете регистрационные журналы агентов КГБ.

Работа с документами ЧК здесь не осложнена. По словам литовского историка Кристины Буринскайте, был разработан специальный сайт, на котором исследователи публикуют различные документы, разделяя их по темам. Общество, впрочем, более всего заинтересовано найти известные фамилии в списке бывших агентов КГБ.

«Мы публикуем журнал одного агента, поскольку там записано 1700 кодовых и настоящих имен литовских агентов. Делаем это постепенно на протяжении нескольких лет. На мой взгляд, люди не заинтересованы исследовать систему ЧК в целом. Однако мне как историку важно знать, какие были причины, повлияло ли это и как на жизни других людей. Нельзя всех агентов оценивать одинаково, у каждого своя история», — говорит Буринскайте.

Публикуя документы ЧК, нельзя выбирать какой-то один путь. Надо делать много дел одновременно — не стоит стыдиться публиковать необработанные документы, но в то же время перед публикацией эксперты проверяют имя каждого на специальном сайте. Это необходимо, чтобы узнать, прошел ли человек процесс люстрации. Бывает, что в журнале есть имена тех, кто не работал с КГБ, отмечает Буринскайте. Кроме того, к каждому агенту добавляют небольшое описание или контекст.

«Да, у нас есть небольшое число документов, где есть информация об агентах КГБ. Однако отдельные страницы или куски текстов недоступны для общества или исследователей, поскольку у нас был процесс люстрации, к которому добровольно присоединилось 1500 человек, признавших сотрудничество с КГБ. В рамках процесса государство пообещало им, что все свидетельства об их работе на КГБ не будут опубликованы.

Таким образом, если в каком-то деле КГБ появляется один из этих 1500 агентов, тогда страницы или текст, в котором он упомянут, не будут доступны читателям. Информация о тех, кто не присоединился к люстрации, и документы КГБ в целом находятся в свободном доступе для любого», — говорит директор специального архива Овидий Леверис.    

Как уже писал Rus.lsm.lv, дискуссия о содержимом архивов КГБ в Латвии, о том, публиковать ли сведения о сотрудничавших со спецслужбой жителях страны, доносивших на своих друзей и соседей, длится уже давно. Чем ближе окончание срока работы специальной комиссии экспертов, оценивающей, как с научной точки зрения правильнее подойти к этому противоречивому историческому наследию - тем жестче звучат заявления как сторонников предания этих сведений гласности, так и противников. Тем временем известный латышский поэт Янис Рокпелнис решил, подобно тому как это сделал в свое время политический деятель Георг Андреев, признаться в сотрудничестве с КГБ сам.

Как уже сообщал Rus.lsm.lv в публичном пространстве часто звучат призывы не разглашать имена тех, кто сотрудничал с советскими органами внутренней безопасности, и сомнения в том, что архивным данным можно доверять, потому что КГБ ими, возможно, манипулировал и подтасовывал сведения. 

Но звучат также допущения, что к содержимому архивов приложили руку и спецслужбы независимой Латвии. В частности, в передаче LTV De facto 12 ноября прошлого года сообщалось, что из базы данных КГБ «Дельта», содержащей сообщения агентов и учетные карточки, стирается важная информация. Комиссия историков, расследующая деятельность КГБ в Латвии, обратилась к президенту Раймонду Вейонису с просьбой отменить закон о КГБ и предать огласке содержимое архивов.

Необходимость такой меры поддерживает и известный режиссер, автор фильма о судьбе латвийских ссыльных в Сибири «Хроника Мелании» Виестур Кайриш.

Комментируя призывы открыть архивы КГБ, бывший президент Вайра Вике-Фрейберга заявила, что опубликовывать «голые списки» было бы безответственно. Она отметила, что КГБ редактировал эти документы и делал это явно не из благих намерений. Возражает против «бездумной» полной публикации содержимого архивов и советница президента по законодательным и юридическим вопросам Кристине Яунземе.  

Одно из последних предложений в резонансной дискуссии - доверить хранение документов КГБ Национальному архиву, а не спецслужбам, у которых часть их хранится, а также передать контроль над работой комиссии историков Сейму.

Созданная по решению Сейма специальная межведомственная комиссия историков работает с 2014 года. Ее задача - перед публикацией архивных материалов провести их научное исследование. Публично доступными архивы КГД должны стать с конца мая 2018 года, но уже сейчас ясно, что картотека является неполной и карточки информаторов не могут служить доказательством факта сотрудничества с репрессивным учреждением советского времени. Ученые ранее жаловались на отсутствие финансирования и на подспудное, но ощутимое противодействие на политическом уровне. Комиссия еще в 2016 году заявляла, что не видит преград к рассекречиванию архивов КГБ ЛССР.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное