К Латвии без детдомов: в семье Гусаковых — шестеро приемных детей

Обратите внимание: материал опубликован 5 лет назад

В создании альтернативы детским домам и специализированым учреждениям по уходу за детьми — ведь Латвия взяла курс на то, чтобы  к 2021 году в детдомах больше не было детей — большие надежды связывают именно с увеличением числа временных (фостерных) приемных семей. Латгальская студия Latvijas radio рассказывает в своем репортаже из небольшого поселка Ляудери в Зилупском крае как раз о такой о семье —  в ней растят шестерых приемных детей.

Временная приемная семья в Латгалии воспитывает шестерых детей
00:00 / 09:28
Скачать

По сути, временная приемная семья — это промежуточный этап  между возвращением ребенка в  биологическую семью или усыновлением. Но кто эти люди, готовые не только взять на себя огромную ответственность воспитывать чужого  ребенка, зачастую с физическими и психологическими проблемами, но и готовые с этим ребенком расстаться в любой момент, вернув их родителям или опекунам?

Супружеская пара Михаил и Елена Гусаковы еще пять лет назад жили под Ригой. Теперь они — временные приемные родители двух мальчиков и четырех девочек в возрасте от пяти до 18 лет.

Рассказывая о том, как было принято решение принимать и воспитывать чужих детей, когда у самих уже 13 внуков, Михаил признаёт, что это было очень обдуманное решение.

«Сложилось так, что  наши дети все уехали в Европу. В том числе и дочь которая жила в месте с нами. Мы остались одни в большом (200 квадратных метров) двухэтажном доме. Куда нам столько? Да и из родственников никого нет. А в Лудзе родственники есть. Вот так и переехали в деревню».

Уже Живя в Зилупском крае, семья приняла предложение помочь еще нескольким детям. Так и получилась приемная семья. Глава семейства Михаил считает, что не каждый  может принять и воспитывать чужих детей.

«Мы когда ездили на курсы в Екабпилс, нас там было много тех, кто обучался на приемную семью. Так вот из этого всего выпуска осталось двое. Мы и еще одна семья. Многие  закончили курсы, были уверены, что они готовы, но — увы. Некоторые детей даже взяли, но потом отказались. Потому что психологически это очень сложно».

Приемные семьи обеспечивают  уход за ребенком до момента, пока он не вернется в свою биологическую семью или, если это невозможно, будет усыновлен, или для него будет оформлено опекунство.  Уже два ребенка из семьи Гусаковых получили новую семью. Маму нашли и самой первой девочке.

«Мы сами подписали документы об удочерении нашей первой девочки. И ей повезло! Женщина приехала из Резекне. Она посмотрела на нашего ребенка, уехала, а на следующий день приехала и  сказала — это мой ребенок. Мы  созваниваемся, присылаем друг другу фотографии, разговариваем,  и она нас благодарит, что ей за сорок, и она впервые в жизни стала мамой».

Когда супруги говорят о каждом из своих детей, у них на глаза наворачиваются слезы. Ведь у многих детей за спиной воспоминания о своей семье, своей маме и о своей непростой жизни, а — впереди жизнь с другими детьми и тайная надежда, что когда-нибудь появится возможность вернуться домой к исправившимся родителям. Елена уверена, что самое страшное — это когда  настоящие родители, которые в рамках программы исправления обязаны посещать своих детей, к ним не приезжают:

«Самое страшное, когда к другому ребенку приехал родитель, а к нему нет. Эта для них такая травма, вы даже себе не представляете! Чтобы родители встречались с детьми, мы даже делаем выезд. Например, едем в Ригу и даем возможность близлежащим родителям встретиться со своими детками. Но не ко всем приедут.

У нас нет сейчас свободных детей на адопцию. У нас дети на время, пока родители исправляются. Мы готовим детей к тому, что они могут  и остаться у нас, и в то же время вернуться к родителям. Они должны думать, как им будет житься в родительском доме, что они должны унести отсюда туда, что они должны в себе исправить, ведь сюда попадают непростые дети».

Быт  приемной семьи  Гусаковых ничем не отличается от жизни нормальной многодетной семьи. По утрам дети собираются кто в школу, кто в садик. На автобусе Зилупского самоуправления все едут в Зилупе, до города 10 километров.

Елена по профессии повар, поэтому дома всегда вкусная еда. При том экологически чистая, из своего огорода или местного крестьянского хозяйства. Семья любит путешествовать — ездят на море, в столицу. Путешествуют по всей Латвии.

Поддержку таких семей, как Гусаковы, с середины  2018 года в Латвии осуществляют центры поддержки внесемейной опеки. Руководитель  центра в Даугавпилсе Инесе Упе уточняет — центр  поддерживает и помогает еще и специализированным и гостевым  семьям,  а также опекунам и усыновителям:

«В Латгалии единственный большой центр  это центр поддержки в Даугавпилсе, но работаем мы по всей Латгалии. Самое главное, что мы  ведем обучение новых приемных семей и  опекунов.

Вторая функция 1 это  образование групп поддержки. В нашем регионе сейчас действуют 13 групп поддержки — пять групп в Даугавпилсе, три — в Резекне, Екабпилсе и Дагде. Группа поддержки — это чтобы эти люди, которые занимаются чужими детьми, чтобы они своим опытом и проблемами могли поделиться с другими.  В специализированные семьи  будут размещены дети с тяжелыми функциональными проблемами — это лежачие дети, дети с большими психическими отклонениями».

В восточной Латгалии насчитывается 85 приемных семей, и в них проживает чуть более  200 детей.  При этом в Резекне  с 30 тысячами  жителей нет ни одной приемной семьи, а в Зилупском крае, где жителей в 10 раз меньше  — фостерных семей целых четыре.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное