По мнению ученого, в латвийских природных условиях, при современном комфорте и уровне развития науки люди должны жить очень долго. Над значительным увеличением продолжительности человеческой жизни работают лучшие мировые ученые, и они уже добились некоторых результатов.
«Клетки могут размножаться до 140 лет. Так что жить до 120 мы спокойно можем.
[...] Есть механизмы, которые наука уже дает возможность обойти. Клетка может дольше делиться, а организм — дольше жить. Медицина работает над этой темой. [...] Это феномен Хейфлика, описанный ранее в науке. Но сейчас наука позволяет и эту цифру обогнать. 120 лет — это вполне реально», — настаивает Клетниекс.
Сейчас в Латвии средняя продолжительность жизни составляет 74 года. Как указывает ученый, на длину жизни прямо влияет здоровое питание и физическая активность.
«Обратимся к определению жизни: движение — это жизнь. Это абсолютная правда.
В Японии, в других восточных странах люди работают, даже пожилые. И это дает результаты, как мы видим. [...] Вообще-то в жизни все просто: не надо себе вредить. [...] Это не так сложно. Надо подумать, что мы делаем, чтобы дожить до 120 лет, и чего мы не делаем для этого. Мы неправильно питаемся. Слишком много сахара — это один из самых страшных ядов. [...] Но сахар очень выгодно продавать — его можно долго хранить, это чистый бизнес. А для нас полезны медленные углеводы — гречка, овес. Все это гораздо лучше. [...]
Конечно, есть генетическая предрасположенность. Но, с другой стороны, есть «плохие» гены, которые можно активировать — плохой едой, излишним облучением себя, пестицидами. Нас окружает химия, которая может активировать эти гены.
[...] Но мы можем делать все, чтобы эти «плохие» гены так и оставались неактивными, чтобы не образовывались опухоли, не было атеросклероза — двух главных заболеваний, которые могут помешать нашей цели дожить до 120 лет», — говорит ученый.
В ходе эфира один из радиослушателей признался, что желал бы прожить все 400 лет. Сохраняя при этом умственное и физическое здоровье. Исследователь не исключил такой возможности в будущем.
«Я думаю, что, может быть, это будет реально. Медицина развивается. Какой прогресс за последние десять лет!
Мы нашли молекулярный механизм старения, уже есть новейшие разработки, идут клинические испытания. Результаты будут через 10-15 лет.
Мировая наука очень развивается», — повторил Клетниекс.
Ученый также прокомментировал так называемую «оцифровку сознания» — сюжет, при котором разум человека можно будет сохранить на небиологической основе.
«Сейчас человечество думает над этим. Только не о физической вечной жизни, а жизни сознания. Есть новейшие технологии, искусственный интеллект. Идея в том, чтобы перенести наше сознания в компьютерный искусственный интеллект. Я не знаю, насколько это возможно, но есть ученые, которые это исследуют», — отмечает Клетниекс.
Еще одна тема для фантазий о «вечной жизни» — криобиология, якобы позволяющая заморозить человека на десятилетия, а после — вернуть к жизни. По мнению ученого, говорить об этом пока еще слишком рано.
«В мире есть очень много центров, где можно за большие деньги дать себя заморозить (смеется).
Криомедицина исследует многие вещи, и крионика работает. Она многое дала науке. Но должно еще пройти лет 10-20-30, чтобы говорить о том, реально ли это вообще или нет. Пока — рано. Но в интернете можно найти данные о тех, кто в каком году заморожен», — утверждает Клетниекс.
Возвращаясь же к идее увеличения средней продолжительности жизни латвийца до 120 лет, исследователь поясняет: смысл в этом есть только при активном образе жизни.
«Если человек живет до 120, то в 90 лет он будет активен и будет способен все делать. [...]
У нас есть очень хороший пример — Висвалдис Лацис: ему 91 год, он в прошлом году пробежал свой первый марафон.
[...] Люди, которые дожили до ста лет, тщательно исследуются — что они ели, как они жили. Вся эта информация у нас есть. [...] Чтобы дожить до ста лет, нужно быть активным. Если человек в 90 только ест и совершает небольшие прогулки — это не считается. [...] У нас есть примеры людей, которые работали в 80-90 лет. [...]
Надо думать, как избегать тяжелых заболеваний — атеросклероза, опухолей. [...] Эти мутации врожденные на 25%, а приобретенные — на 75%.
Мы должны правильно питаться. Обязательно надо двигаться. При всех онкологических заболеваниях рекомендуется физическая активность. Это обязательно», — подчеркивает ученый.
Более подробное интервью с У.Клетниексом слушайте в подкасте выпуска программы.