Жертвы эмоционального насилия тоже могут рассчитывать на помощь

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

Только в 2017 году полиция приняла около 600 решений о запрете семейному абьюзеру приближаться к жертве. Министерство юстиции Латвии рассказало, на какую защиту могут рассчитывать пострадавшие от семейного насилия, сообщает Латвийское радио-4.

С 1 января этого года вступили в силу особые поправки для борьбы с эмоциональным насилием. Разработана специальная градация, которая приравнивает полученные жертвой психологические травмы к телесным повреждениям. Например, если в результате эмоционального насилия человек получил хроническое психическое расстройство или психическую травму, имеющую последствия, на это органы будут смотреть как на тяжкие телесные повреждения, за что обидчиков будут призывать к уголовной ответственности.

В случае причинения легких телесных повреждений в семье уголовный процесс можно будет возбудить независимо от того, подавала ли жертва насилия жалобу или заявление в полицию.

Кроме того, с 2014 года полицейские могут на определенное время изолировать обидчика от семьи, а так же предоставить временную защиту, указала представитель Госполиции Кристине Лаце-Штрадоха.

«Фактически, когда полиция принимает решение о запрете приближаться, это может быть на срок от нескольких часов до 8 дней. Сотрудник полиции обычно выдает обидчику список с местами жительства неподалёку. В начале этого списка обычно приюты, затем, соответственно, гостиницы, хостелы, гостевые дома. Но за то, где он будет жить, отвечает сам обидчик. Часто они уходят жить к родителям, к своим родственникам, друзьям и так далее», — отметила она.

Изолировать обидчика возможно даже в том случае, если жилье, в котором находится вся семья, принадлежит ему. В данном случае, как объяснила Лаце-Штрадоха, права жертвы насилия важнее прав обидчика.

Но бывают ситуации, когда полиция не может принять решение о запрете. Например, когда после акта насилия обидчик скрылся с места преступления. В таком случае жертва может обратиться в суд с просьбой предоставить ей временную защиту. Бывают случаи (около 30 %), когда суд отказывает. Проблема в том, что жертвы часто описывают ситуацию в заявлении эмоционально, забывая, что нужно больше фактов, пояснила судья Рижского окружного суда Илзе Целминя.

«Факты решают все, потому что судья — юрист, который смотрит на факты. Хорошо, если сразу прикладывают доказательства: сколько раз полицию вызывали... Есть два пути принятия решения. Один — незамедлительно, в течение суток принимается решение судом. И он также может назначить заседание через 20 дней, и запросить нужные доказательства у полиции, врача, других ведомств», — пояснила она.

В 2017 году кризисный центр Skalbes получил более полутора тысяч звонков. И 809 звонков так или иначе связаны с семейным насилием. Главная причина — насилии эмоциональное, рассказала директор центра Зане Авотиня.

«Женщины больше говорят о том, что с ними происходит, и самая большая группа — это именно эмоциональное насилие. Люди теперь не так сразу бьют и причиняют физическую боль, но эмоциональное боль — хотя кажется, ну, что там такое ужасное происходит — очень сильно может повлиять на личность человека. И если это происходит долго, это может оставить очень серьезный след на личности человека, на самооценке человека», — пояснила она.

В настоящее время разрабатывается новый законопроект, призванный улучшить защиту лиц, которые страдают от насилия или которые подвергаются такому риску. Там будет прописан порядок сотрудничества между разными учреждениями, включая государственные, муниципальные, неправительственные и медицинские организации.

Жертвы эмоционального насилия тоже могут рассчитывать на помощь
00:00 / 00:00
Скачать

Еврокомиссия объявила 2017-й годом борьбы с насилием над женщинами. По всему Евросоюзу, и в Латвии тоже, проводились кампании с целью переломить тенденцию – добиться изменения самого отношения общества к этому негативному явлению. Латвийскому обществу предстоит проделать огромную работу, признали в дискуссии Латвийского радио 4 «День за днем» представители кризисного центра Skalbes – директор центра, психолог Зане Авотиня и  психотерапевт Татьяна Гришина и представитель Минблага Виктория Большакова.

Как уже сообщал Rus.Lsm.lv, от насилия со стороны спутника жизни в Латвии, по статистике, страдает каждая третья женщина. В 2014 году вступила в силу новая правовая норма – о временном полицейском запрете семейному абьюзеру на приближение к жертве. В первый год их было всего 91.

Стражи порядка призывают окружающих не быть равнодушными и сообщать в полицию, если они заметили инциденты с применением насилия.

В 99% случаев от насилия страдают женщины. В год правоохранительные органы получают по 8000 вызовов в связи с семейными конфликтами – но, как признают в Минблаге, это лишь видимая часть айсберга. 

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное