Из специалистов по маркетингу в кондитеры — так изменилась жизни Инесе Довмане. Она до пандемии работала в отделе маркетинга крупного фармацевтического предприятия, однако ковид и пополнение в семье заставили серьезно изменить направление карьеры. Когда после декрета она вернулась в компанию, прежняя позиция уже не была доступна.
«Мне предложили работать в другой команде, когда я вернулась на предприятие, но работу надо было делать дома — со всеми тремя детьми, потому что места в садике у нас еще не было. И я пыталась совмещать работу из дома со всеми тремя детьми. Через три месяца поняла: так, как мне хочется, не будет», — отметила она.
Довмане встала на учет как безработная, искала в ГАЗ курсы.
«Подав заявку на курсы цифрового маркетинга, узнала, что в очереди буду 1635-я, если правильно помню. Когда я с улыбкой уже поднялась, чтобы попрощаться с агентом, в голову вдруг пришла мысль спросить о курсах кондитеров. На что я получила ответ, что скоро будут комплектовать новую группу помощников кондитеров, и я в очереди первая. Раньше я не могла подумать, что так резко могу поменять профессию. Хотя у меня есть друзья, которые очень давно говорили, что пока что-то такое делать. Потому что я обычно к друзьям на праздники прихожу с собственноручно испеченными сладостями. И они мне говорили, что мне стоит этим заняться», — отметила она.
Девушка закончила курсы в этом месяце — с отличием, получила удостоверение о профессиональной квалификации помощника кондитера. В будущем она планирует работать в этой сфере — и на предприятии, и как домашний производитель.
Жанете Круминя, карьерный консультант ГАЗ, говорит: чаще всего люди повышают квалификацию, учат языки или совершенствуют цифровые навыки. Однако хватает и тех, кто, став безработным, готов поменять профессию, потому что, например, на прежнем рабочем месте выгорел.
«Кризис внес свои коррективы. Он заставил людей задуматься: делать работу, которая нравится, делать работу, за которую достаточно и адекватно получают, или хочется развиваться. Это факторы, которые определяют, что человек делает после утраты статуса безработного или трудоустройства — идет той же дорогой, будет искать такую же работу — или что-то резко изменит. У меня тоже была резкая смена работы, потому что долгие годы работала в авиации. Кризис для меня самой принес резкую смену профессии — и я карьерный консультант», — рассказала Круминя.
В свою очередь, у безработных есть возможность повысить квалификацию — или параллельно узнать что-то новое.
В данный момент дан старт новой программе обучения для взрослых. «Предложение очень широкое. Более 60 образовательных учреждений предлагают почти 800 образовательных программ в 10 разных отраслях», — рассказал Элина Пурмале-Баумане, глава Департамента непрерывного образования Госагентства развития образования. Она подчеркнула, что претендовать можно на две программы, но учиться — по одной. Заявки принимаются до 24 февраля.
Смена места работы и профессии — огромный шаг, источник стресса. Эва Селга, председатель правления Латвийской ассоциации управления персоналом, подчеркивает: это такое же серьезное изменение, как переезд или смена партнера.
«В кризисное время, конечно, люди стараются держаться за свои места, потому что стабильность и безопасность — первая необходимость», — указала она.
Однако мы разные, поэтому, отметила Селга, есть люди, которые используют возможности кризиса и ищут новые вызовы.
«В основном все же люди думают о стабильности и безопасности, что не травмировать ни себя, ни семью», — пояснила Селга.