Петерсоне-Годмане пояснила, что в настоящий момент в Греции и Италии работают латвийские офицеры, задача которых – отобрать людей, соответствующих критериям для перемещения в Латвию.
Тенически это выглядит следующим образом: сперва отбираются личные дела людей, которые могли бы соответствовать латвийским запросам. Затем, если это необходимо, добывается дополнительная информация. После чего устраивается интервью, на котором соискателям убежища рассказывается о Латвии.
Но если они не согласны, насильно в Латвию их никто не везет, говорит Петерсоне-Годмане.
«Пока никто не согласился приехать в Латвию. Мы работаем с определенным числом людей, но только в случае их согласия можно будет говорить о цифрах. (..)
Мы бы и хотели выполнить установленную нам квоту, но не можем», - сказала Петерсоне-Годмане.
Впрочем, говорит госсекретарь МВД, такая проблема не только у нас, но и в других странах. За пять месяцев действия программы, из 160 тыс. человек, подлежащих перемещению, были перевезены всего четыре сотни, признает Годмане.
Причин для этого – две.
Первая – беженцы впервые слышат название нашей страны. Вторая – они прекрасно знают, что такое Латвия
, говорит юрист общества поддержки беженцев Алвис Шкендерс:
«У них либо вообще нет информации о нашей стране, либо же она очень детальная. Они знают и размер пособий, и уровень цен, и то, что только десятая часть получает статус беженцев, когда в Европе этот показатель намного выше.
Я еще не видел ни одного беженца, который осознанно хотел бы оказаться в Латвии. Большинство осели тут случайно, направляясь в другие страны: Германию, Голландию или Швецию».
Как уже писал Rus.lsm.lv, Латвии в рамках принятой в конце сентября системы квот ЕС полагается принять чуть менее 800 беженцев. Из них в этом году — 531 человека беженца из центров в Италии и Греции. Первые соискатели убежища в Латвии могут появиться, по всей видимости, до начала марта.