Генпрокурор: в заявлении экс-главы президентской канцелярии речь о журналистке не шла

Обратите внимание: материал опубликован 7 лет назад

Обращаясь в прокуратуру по поводу эксперимента корреспондентов программы «Запрещенный прием», тогдашний глава Канцелярии президента не упомянул, что подозрительные действия совершает журналист, подтвердил генеральный прокурор Эрик Калнмейерс.

КОНТЕКСТ

Летом 2015 года корреспонденты программы «Запрещенный прием» решили выяснить, по каким принципам присуждается высшая государственная награда – орден Трех звезд. Однако журналистское расследование, которое пришлось прекратить, привлекло к сотрудникам LTV пристальное внимание Госполиции. Итогом оказался семимесячный уголовный процесс, в который были вовлечены Бюро по защите Сатверсме и полиция безопасности, а сопровождался этот процесс прослушиванием телефонов сотрудников редакции. Процесс начали на основании заявления тогдашнего главы Канцелярии президента Александра Бимбирулиса. 

До этого он уклончиво комментировал начатое в отношении журналистки Саниты Микельсоне расследование, а также оценку обоснованности и законности уголовного процесса. Однако Калнмейерс признал: решение о завершении дела пока не отменено.

Генпрокурор подтвердил, что тогдашний глава Канцелярии президента Александр Бимбирулис, подавая заявление, не упомянул, что информацию о людях, достойных получить Орден трех звезд, собирала журналист.

«Он мне звонил, мой ответ был — пиши заявление, без бумаги никаких проверок не проводим. Получили заявление, в нем ничего про журналистов не было. Заявление отправили полиции. И после этого господина Бимбирулиса допрашивали как свидетеля — и в этих предварительных показаниях ничего такого не появилось», — рассказал генпрокурор.

Он добавил, что журналисты сами виноваты в том, что ситуация развивалась подобным образом.

«Кто запрещал [директору программы Гунтису] Боярсу перезвонить господину Бимбирулису и прояснить эту ситуацию. Я уверен, что тогда вообще не было бы заявлений в полицию. И совершенно неправильно расставлены акценты — почему Бимбирулис не звонил Боярсу. Извините, Бимбирулис закон не нарушал, в этот раз журналистка нарушила закон».

Боярс же слова генпрокурора критикует. «Я не понимаю логику Калнмейерса. И мне сейчас самому надо начинать расследовать, проверяет ли кто-то что-то в отношении меня? Мне кажется, в этом случае в интересах Калнмейерса и Генпрокуратуры по возможности кратчайшим и наиболее эффективным путем это дело разрешить, а не тратить бессмысленно государственные ресурсы, это ни к чему не приведет», — уверен журналист.

Против Саниты Микельсоне было заведено уголовное дело по ст. 145-й – «о незаконных действиях с данными физических лиц, если таковые действия нанесли существенный вред». Суд санкционировал прослушивание телефона журналистки, и был получен полный список ее звонков. Летом 2016 г. уголовное дело было прекращено за отсутствием состава преступления.  

Он подчеркнул: перед экспериментом изучали законы, и авторы программы уверены, что они ничего не нарушили, что подтверждает и завершенный уголовный процесс.

«Капитул ордена выдвинул требование — если ты хочешь номинировать какого-нибудь человека на Орден трех звезд, добавь, пожалуйста, персональный код! Есть и пункт о незаконном сборе данных, приводящем к существенному ущербу — в случае ордена сложно говорить об этом. Есть вопрос, что все люди до этого получали персональные коды, поскольку единственный законный путь получить персональный код — спросить самого человека, при этом пояснив, кому этот персональный код нужен...

Если мы подходим с этой точки зрения, то здесь есть уголовные процесс, и Калнмейерсу еще расследовать и расследовать... Это самый глубокий реверанс Канцелярии президента», — считает Боярс.

С момента появления этого случая в публичном пространстве им интересуется и омбудсмен, но ему до сих пор не удалось ознакомиться с материалами дела. После обращения в полицию оказалось, что их отправили в прокуратуру — а там сказали, что передали обратно в полицию. Теперь же Бюро омбудсмена готовит новый запрос в Госполицию.

Правление Ассоциации журналистов Латвии распространило заявление, в котором порицает действия правоохранительных органов в отношении тележурналистки «Запрещенного приема» Саниты Микельсоне и называет их неприемлемыми для демократического общества.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное