Гендиректор «Медузы»: в Латвии есть сложности со свободой слова, но это — «здоровый конфликт»

Обратите внимание: материал опубликован 8 лет и 1 месяц назад

«В России все становится жестче, все идет к авторитарному режиму. Я не хочу произносить «Северная Корея», но возвеличивание национального лидера — продолжается, сужение прав и свобод — продолжается», — заявила в интервью LTV Галина Тимченко, генеральный директор базирующегося в Риге русскоязычного новостного портала «Медуза».

Тимченко рассказала, что в Латвии журналистам работать достаточно спокойно. «Для нас присутствие здесь означает, что мы можем вообще не задумываться о посторонних вещах или о том, что нам может помешать. Видите ли, когда ты в России, ты всегда думаешь, а чем это обернется для тебя, и ждешь стука в дверь, или звонка, или письма из какого-то силового ведомства. Это одно.

Здесь ты можешь работать и не оглядываться».

Журналист добавила: даже если бы «Медуза» базировалась в России, редакция все равно публиковала бы то, что считает нужным:

«Просто последствия были бы другими, если бы мы были российским СМИ».

По словам Тимченко, за последние полгода давать интервью именно «Медузе» отказалась всего пара человек – обычно люди, которые хотят быть услышанными, но не имеют возможности другим способом донести свою позицию, обращаются именно к этому медиа.

«Это одна из задач СМИ — дать голос тем людям, у которых нет голоса, у которых нет площадки, которым негде высказаться. Когда начинаются какие-то нарушения прав, или когда происходит какая-то серьезная история, от Российской академии наук до благотворительных фондов, люди начинают общаться с большим интересом: они понимают, что им дадут площадку для высказывания, что им никто не закроет рот», — пояснила журналист.

«Шутить над санкциями можно — всерьез заниматься журналистикой довольно трудно. Я не скажу, что нельзя. Есть область, в которой дозволены шутки на грани фола...

Но, как только ты берешься всерьез — за связи, деньги, имущество, источники влияния этого человека, тогда шутки прекращаются, тогда начинается все всерьез», — уверена она.

Тимченко описала свое видение ситуации в России: «... все становится жестче, все идет к авторитарному режиму. Я не хочу произносить «Северная Корея», но возвеличивание национального лидера — продолжается, сужение прав и свобод — продолжается».

И многие люди принимают решение покинуть свою страну: кто-то ищет другого будущего для себя и своих детей, кто-то хочет просто заниматься своим делом. «Есть люди, которые так же, как и мы, просто предпочитают работать в более спокойных условиях и не тратить энергию и время жизни на борьбу с системой, а посвятить это время и эту энергию своей непосредственной работе», — считает журналист. Перебазируются в другие страны и некоммерческие организации, объявленные в России «иностранными» агентами.

«Пока, мне кажется, политика нынешней власти в России такая: двери открыты, уезжайте все, кто не согласен, мы хотим остаться с теми, кто согласен с нами», — заявила Тимченко.

Она уточнила, что цель — не борьба с существующей российской властью. «Первое правило журналистики —  «мы не активисты, мы журналисты». Мое дело — обеспечить свободное распространение объективной информации своим читателям. У меня нет задачи ни бороться с режимом, ни привлекать на свою сторону сторонников — у меня есть задача информировать. В сегодняшней России довольно трудно даже просто информировать. Даже факты пытаются скрыть — или представить их искаженными...

Я веду борьбу только за свою аудиторию, за ее свободный доступ к другой информации, а не только официальной», — пояснила Тимченко.

По ее мнению, для изменения российской ситуации необходимо, чтобы депутаты Государственной думы отменили «многие безумные законы, которые они напринимали», а также важно соблюдение уже существующего — и достаточно хорошего, с точки зрения Тимченко ­— закона о СМИ. «Как только журналисты не будут себя чувствовать обязанными угодить и угадать — наоборот, сначала угадать, что хочет начальство, а потом ему угодить, тогда все вернется, не скоро, но вернется», — добавила она.

В Латвии, считает журналист, если разные мнения, свобода слова — и сложности в этой сфере.

«Но это проблемы не системные, это проблемы роста, это то, что называется «здоровый конфликт».

Государство всегда будет стремиться ограничить свободу слова, журналисты всегда будут пытаться ограничить государство... но не должна одна чаша весов опуститься до земли, всегда этот баланс как-то соблюдается», — уверена Тимченко. 

В сентябре о своих впечатлениях, о взгляде на Латвию изнутри, об истории проекта, а также о влиянии России на страны бывшего Советского Союза и механизме работы российской пропаганды в интервью программе LTV7 «Без обид» рассказывал журналист, главный редактор «Медузы» Иван Колпаков. 

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное