Жизнь сегодня

Дни Великобритании

Жизнь сегодня

Дни Британии

В студии Лига Редлиха

Физические наказания учат ребенка лгать и скрывать — психолог

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

По результатам опроса, проведенного центром Dardedze, около 32% семей как метод воспитания используют физическое наказание. «Уже много лет физическое наказание детей запрещено законом. И до сих пор мы сталкиваемся с ситуациями, когда родители — взрослые — физически наказывают детей», — подчеркнула в интервью программе «Жизнь сегодня» LTV7 Лига Редлиха, психолог центра.

Закон

В Латвии физические наказания детей запрещены законом с 1998 года. Но результаты опроса показали, что 54% родителей об этом не знают. Этот термин подразумевает битье, тряску, щипки, тычки, укусы, принуждение оставаться в определенном положении или принимать какие-либо вещества, а также лишение еды, дерганье за волосы и другие методы физического воздействия.

«Закон говорит, что любое физическое влияние будет как насилие. Единственное, что мы можем делать, — мы можем удержать ребенка, если он бежит куда-то, мы можем держать его за руку, если это опасно ему. Но любое другое воздействие — уже физическое насилие... Шлепок по попе — по закону физическое насилие», — указала психолог.

«Физическое наказание детей оставляет негативные последствия», — отметила Редлиха. —

Если мы физически влияем на второго человека, мы этим показываем, что это приемлемый метод, это можно себе позволять в других отношениях».

«И очень часто взрослые с детьми позволяют то, что с другими не позволяют», — добавила Редлиха, и привела пример: коллег физически не наказывают.

«Дети становятся более агрессивными, страдает самооценка детей. Дети чувствуют унижение. Худшее — физическое наказание не учит в следующий раз поступать по-другому.

Это пугает ребенка, он ведет себя хорошо, но это не поощряет внутренний регулятор»

Редлиха согласилась: пережитые в детстве физические наказания сказываются на взрослом человеке. «Это может быть чувство унижения, это может быть ощущение не-ценности, ощущение, что то, что я говорю и делаю, ничего не стоит. Это эмоциональные последствия. И это сразу же влияет на воспитание своих детей: это приемлемый метод, я сам это чувствовал, я сам это могу повторить и позволить.

Очень часто взрослые не хотят делать то, что самим было больно и неприятно, но часто получается, что, если взрослые не работают со своими эмоциями, со своим поведением, они повторяют те самые модели воспитания, которые они почувствовали.

Это очень большая работа с собой, со своими эмоциями, с самообладанием. Если эта работа не происходит... это дает негативные последствия в дальнейших поколениях»

Психолог добавила, что часть взрослых поступают, как и их родители, однако есть и те, кто хотят изменить ситуацию, ищут помощи, при возможности обсуждают свои трудности.

Первый шаг — осознать унаследованную модель воспитания, согласилась Редлиха. «И очень-очень часто до сих пор я встречаю взрослых, которые не знают, что физическое наказание детей запрещено. Это то же, что показал наш опросник: более половины сказали, что они не знают, что физические наказания запрещены законом. Многие взрослые считают, что шлепнуть по попе — это нормально, это же не избиение ребенка.

Но все равно риск в том, что небольшое насилие над ребенком может привести к более глубоким последствиям, когда взрослый теряет самообладание, когда он становится очень злым.

Он может не проконтролировать свою силу, и очень грустно это может закончится. К сожалению, мы тоже знаем о таких ситуациях в Латвии»

Психолог указала: детей физически наказывают, потому что в результате они «прекращают нежелательное поведение».

«Но это неэффективно, потому что из наказания ребенок не учит хорошего поведения, не учится быть хорошим, не учится быть послушным. Он учится быть непослушным и, может быть, он учится лгать, не признавать свою вину, если он знает, что, если его не поймают, он не виноват.

Учит не той модели, которую мы как взрослые хотим: учит лгать, скрывать, не показывать открыто отношения между детьми и взрослыми»

«Альтернатива — это всегда разговор, объяснение последствий того или иного поведения. Всегда дает результат, когда мы объясняем второму человеку, почему это не устраивает, почему так нельзя делать... Объяснить последствия, в том числе и как это влияет на других людей, если ребенок так поступает, как это может влиять на него самого. Если опасно — мы объясняем», — добавила гостья программы.

Редлиха добавила: если дети слишком малы, чтобы понять объяснения,

«тогда задача взрослого — оберегать ребенка, отвлечь внимание, это очень хороший метод»

По ее словам, хорошо работают договоренности — за их соблюдением родитель и ребенок следят вместе. «В первую очередь, это взрослый, который подает пример. Если мы договорились, то я как пример выполняю то, что обещал. Это означает, что не надо ребенку угрожать — отдать полицейскому, в детский дом. Это неправильный опыт: дети учатся, что взрослые разговаривают, но свои угрозы — к счастью — не исполняют».

Редлиха указала, что существуют группы эмоционального воспитания ребенка (для детей дошкольного возраста), группы для подростков, их родителей, форумы. Кроме того, и в различных центрах, и в школах можно получить консультацию психолога, социального педагога.

«Если есть какая-то личная проблема, я бы советовала обратиться за более профессиональной помощью, потому что иногда советы могут даже навредить — в некоторых ситуациях», — указала она.

«Чаще всего мы хотим изменить ребенка, но надо начинать с самого себя, и понять, почему в этой ситуации я поступил так или иначе»,

— подчеркнула Редлиха.

Несмотря на широко распространенное мнение, что агрессию в семье склонны проявлять мужчины, если речь заходит о насилии в отношении детей, этот тезис очень часто далек от истины, признали представители сферы помощи и защиты прав ребенка в эфире передачи «Точки над i» на телеканале LTV7.

Хотя число зарегистрированных случаев насилия по отношению к детям в странах Балтии примерно одинаковое, заявил в эфире Рижского сиротского суда Айвара Красноголова, наблюдается неприятная тенденция – рост. Впрочем, представители организаций, помогающих жертвам насилия, допускают, что выросло не число случаев – просто о них стали чаще сообщать.

В обществе неблагополучными принято называть семьи, материальное положение которых оставляет желать только лучшего, один или оба родителя страдают от зависимостей, а дети подвергаются оскорблениям, побоям. И по большей части предоставлены сами себе. Но не всегда, если ребенок сыт и хорошо одет, а родители хорошо зарабатывают, обстановку в семье можно назвать здоровой, указали участники дискуссии.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное