Игорь – один из экспертов, помогающих Латвийскому центру содержания образования разработать основные положения нравственного образования. Они должны соответствовать принятым Сеймом поправкам к Закону об образовании, согласно которым образовательная система должна обеспечить нравственное образование ученика в соответствии с упомянутыми в Сатверсме и находящимися под защитой конституции ценностями, в первую очередь, такими, как брак и семья.
Поправки в школах вызвали замешательство, поскольку не ясно, что же в таком случае делали неправильно раньше. А в некоторых школах учителя уже столкнулись с осуждением или запретом использование тех или иных учебных материалов.
«Создается впечатление, что некоторым гордиться нечем кроме собственной глупости и теперь они всеми силами стараются оболванить всех остальных», - сказал Шуваев.
На его взгляд, все это представляет собой вопиющее неуважение к учителям — как будто они ничего не понимают; это мятеж против школьной системы, который, в свою очередь является основой для подрыва государственных основ.
«Можно подумать, кто-то серьёзно вредит государству и отношение к нему должо быть как к вредителю», - отметил Шуваев.
Од допустил, что подобную моральную панику подогревают искусственно, чтобы под прикрытием состояния аффекта прикрыть какие-то действия или, наоборот, бездействие. «В нормальном государстве бюджет должен быть принят, зарплата учителей – увеличена, но говорить можно что угодно», отметил Шуваев.
Философ и сам принимает участие в рабочей группе, которая занимается разработкой основных положений нравственного образования. «Бороться с тупостью нельзя, но можно уменьшить её объёмы, чтобы речь шла о нравственности, а не о чём-то другом», - прокомментировал свою работу в составе рабочей группы Шуваев.
Он не берётся прогнозировать, какими будут эти основные положения, но предполагает, что большая часть учителей просто перестанет говорить с учениками на спорные с точки зрения нравственности темы.
По мнению философа, в школе не должно быть запретных тем. Если о чём-то говорить нельзя, то это ферма или тюрьма, а школа на то и образовательное учреждение, чтобы говорить обо всём, отметил Шуваев.
Разработку основных положений он в целом охарактеризовал как «идиотскую шизофреническую ситуацию», поскольку образовательный стандарт уже определён и в основных положениях может быть только то, что уже включено в стандарт.
Кроме того, даже в условиях самой жёсткой, суровой цензуры у людей есть возможность свободно критично рассуждать.
«Единственная возможность как заставить человека не думать – это его убить», сказал Шуваев.
Как уже сообщал Rus.lsm.lv, летом этого года в Сейме горячо обсуждалось введение нравственного воспитания в школах, хотя эти требования включены в стандарты гособразования и другие нормативные акты. Более того, Государственная служба содержания образования сейчас проверяет соблюдение требований о нравственном воспитании в школах.
В конце апреля, после продолжительной дискуссии, Сейм во втором чтении одобрил предложение депутата «Согласия» Юлии Степаненко о том, что система образования должна обеспечивать нравственное воспитание школьников, однако отклонил другое — о цензуре материалов. В третьем чтении Сейм принял поправки после острых дискуссий, во время которых звучали и бранные слова.
В октябре дискуссии о нравственном образовании разгорелись с новой силой: в центре внимания общественности оказался скандал, вызванный тем, что учитель на уроке литературы предложил для анализа стихотворение, содержащее матерные слова. Министр образования Марите Сейле, заявила, что учитель может работать с материалами, которые выбирает сам. Это заявление вызвало недоумение у вице-президента Ассоциации руководителей в сфере образования Айи Мелле.