-Я не знаю, я приехал машину полирнуть.
-Есть телефон с кем созвониться?
-Я не могу давать телефон. Может, когда сам хозяин будет, тогда может лучше будет [посмотреть].
-Поэтому надо позвонить. Вы не знаете кто хозяин?
-Я знаю, но я звонил и он не снимает телефон”.
Это диалог сотрудников Госслужбы среды с двумя мужчинами, которые стояли у закрытого сервиса — огороженного забором ангара. На прилегающей территории на земле лежат разобранные машины, отдельно сложенные шины и несколько куч разных автомобильных деталей.
Хозяин так и не появился, мужчины уехали через пару минут, а инспекторы изучили территорию.
«В случае, когда никого нет на месте, первый шаг — это обращение к владельцу земли с просьбой объяснить, кто ведёт здесь хозяйственную деятельность, которая в данном случае классифицируется, как загрязнение категории «В» ([в данном случае] это разборка старых автомобилей, при которой необходимо соблюдать целый ряд требований). Тут эти требования по факту не соблюдаются», — сообщила Гуна Новика, глава Даугавпилсского сектора Латгальского регионального управления ГОС.
Инспекторы, обследовав территорию, зафиксировали несколько проблемных моментов: яму с признаками горения отходов, расположенные на земле автозапчасти, масляные пятна на земле.
Это одна из проверок, которые прошли на этой неделе по всей Латвии, объясняет Гуна Новика.
Следующий объект — рядом с посёлком Старые Стропы, на границе города и края. На территории находятся старые гаражи без ворот, на открытом пространстве стоят два десятка машин. Одни разобраны и разбиты, другие на вид полностью целые.
Денис, который встретил инспекторов объяснил, что перенимает территорию: «Думал до нового года эту территорию убрать. Думал, что они [инспекторы] после Нового года придут, тогда было бы всё чисто, но не успел, к сожалению. Это все хозяйство привёз родственник, хотел заниматься официально автосвалкой, но, к сожалению, у него не получилось, ему пришлось уехать и он попросил разобрать. Ну вот, я понемногу разбираю, что-то сдаю, утилизирую».
Кроме разобранных машин на земле инспекторы обратили внимание на самодельную печь из железа, в которой что-то догорало с резким запахом.
-Пластмасса горит?
-Я не знаю.
-Но это ваша территория. Что там может быть? По запаху пластмасса. Откройте.
-Ничего тут такого. Пепел.
-Но там что-то пластмассовое было заброшено, потому что запах такой. Вы понимаете, что сжигать отходы вообще нельзя?
-Я понимаю. Да, да, да. Даже не собираемся ничего сжигать. Приедет машина и официально заберёт этот мусор.
VDD проводила подобные кампании с массовыми проверкам и в 2019 и 2020 годах. В прошлом году инспекторы констатировали, что каждая третья компания работает без необходимых разрешений. Чаще всего игнорируют требования по утилизации отходов и оборудования территории в соответствии с правилами автосвалки.
В этом году в список для проверки в ходе кампании попали 70 мест по всей стране, из них 15 — в Даугавпилсе.
«Список объектов определяли через информацию на порталах объявлений, социальных сетях, а также через фотокарты, которые доступны в интернете. Больше внимания уделяем производственным территориям, так как там больше всего концентрируется компании, работающие нелегально и одновременно именно такие фирмы — потенциальные нарушители требований по утилизации отходов», — сообщила Гуна Новика.
В Госслужбе среды отмечают, что в период кампании главная задача инспекторов — проконсультировать владельцев автосвалок и сервисов о необходимых разрешениях и требованиях. Если нарушения повторяются, провинившихся привлекают к административной ответственности.
Как рассказывал Rus.LSM.lv, некоторые производственные предприятия не очищают сточные воды и/ или подолгу не устраняют нарушения. В этом году в их числе «отличился» Рижской молочный комбинат, где выявили нелегальный слив неочищенных сточных вод в «ливневку».