Эстония и беженцы: мнения резко разделились «за и «против»

Обратите внимание: материал опубликован 8 лет назад

Эстонии, как и Латвии, предстоит принять беженцев из числа тех, что осели в Италии и Греции. 523 человека приедут в незнакомую страну, где пока идет большая подготовительная работа. Эстония уже объявила, что отдаст предпочтение семьям, а не одиноким людям. Кроме того, государство планирует расселять их вразброс, а не компактно. Как и в Латвии, мнения в обществе разделились: одни за поддержку беженцев, другие видеть их у себя не хотят, сообщает Латвийское радио. 

Построенный пару лет назад Центр соискателей убежища Вао – аналог нашего в Муцениеки. Двухэтажное здание на три подъезда дает приют примерно 60 людям, подавшим заявки на получение статуса беженца.  Сейчас здесь уроженцы 24 стран. В основном выходцы с Украины, из Судана, Дагестана, Албании.

Ближайший город только в 35 км отсюда – Раквере. Это север Эстонии. До Таллина или Тарту добираться час-полтора поездом. Раньше беженцев селили и вовсе в глухом углу – автобус туда ходил всего два раза в неделю, говорит директор центра Яна Селезнева.

Центр – общежитие, его обитатели обслуживают себя сами. В квартирах по одной кухне и ванной на две-три комнаты. Есть тренажерный зал - приезжих пытаются вовлечь в занятия спортом, приглашают поиграть с местными в футбол.

На первого члена семьи и на каждого ребенка пособие составляет 99 евро в месяц. На эти же деньги нужно покупать себе продукты.  В среднем такая жизнь продолжается полгода – за этот срок рассматривается заявка. Тем, кто официально признан беженцем, в течение 4 месяцев предстоит покинуть Вао. Им помогут найти жилье, работу – и многие уже работают, говорит Селезнева. Работать нельзя лишь первые полгода по прибытии. Эстонские пособия малы, поэтому работать стремятся практически все.

В начале сентября в Вао произошел умышленный поджог – рано утром загорелся угол дома, обгорела поверхность в два кв.м. Возгорание быстро потушили, никто не пострадал. Но виновных так и не нашли. Другой инцидент был летом – выразить свою неприязнь к «понаехавшим» явились байкеры. После этого предприятия, трудоустраивающие беженцев, стали всячески избегать публичности.   

По словам Селезневой, дискуссии вокруг лавины беженцев в ЕС привели к тому, что и в Вао отношение к ним изменилось:

«Раньше всем было безразлично, местный житель идет или беженец, а теперь всё иначе. По-моему, жители Эстонии в целом не готовы принимать другие культуры и боятся».

Первые беженцы могут появиться в Эстонии в конце этого года или в начале будущего. Привозить их будут по 5-10 семей в квартал, чтобы посмотреть, как пообвыкнутся, сделать выводы и внести улучшения. Ведать процессом интеграции будет министерство по социальным делам. Раньше в Эстонию прибывало не более 120 беженцев в год, теперь за два года нужно принять свыше 500. Власти активно готовятся, стратегия действий обретает практические очертания.


 
Характерно, что селить приезжих планируется главным образом в Таллине, Тарту и других крупных городах – это связано с лучшими шансами найти работу. В первые месяцы ими будет активно заниматься Агентство занятости, при необходимости поможет развить квалификацию. Новоприбывших также зарегистрируют у семейного врача, снабдят одеждой и всеми предметами первой необходимости. Государство оплатит жилье, пособие покроет прожиточный минимум, хотя на содержание семьи из двух взрослых и двух детей Эстония не намерена тратить более 25 тысяч евро в год. Собственно пособие будет равно 100 евро на человека – на эти средства семье нужно будет кормиться. Ожидается, что помощь государства даст приезжим возможность в течение двух лет начать самостоятельную жизнь.   

Несмотря на то, что уже разрабатывается программа адаптации беженцев к новой стране и культуре, с обязательными курсами эстонского, с рассказами об истории и обычаях страны – в самом эстонском обществе нет единства мнений о том, стоит ли принимать беженцев. И на местах ощущается некоторое противодействие.

Так, министерство по социальным делам разослало опросник в 200 самоуправлений, чтобы выяснить их возможности по приему беженцев, и большинство ответило: нет, свободного муниципального жилья нет.  

Мэр Пярну Ромек Конценкраниус пояснил: не то чтобы город был против приема беженцев как такового – там населения 40 тысяч, и еще 20-40 человек – не вопрос.

«Но у нас нет таких квартир. У нас примерно 100 человек в очереди на квартиру ждут, нам надо думать, как решить их проблемы», – сказал мэр.

Опасается он и рисков, связанных с поисками работы приезжими, с освоением эстонского: справятся ли? Без языка их шансы трудоустроиться и вписаться в общество равны нулю.

Приютить часть беженцев в Эстонии готовится церковь.  Есть также госагентство, которое, подобно латвийскому Агентству приватизации, ведает свободными государственными квартирами. Пока возможно подыскать жилища примерно для 150 человек. Аренда частного жилья – крайний вариант, отмечают в министерстве.

Среди самоуправлений Эстонии есть и те, что благожелательно настроены к беженцам. В Хальяле, в полутора десятках километров от Финского залива, живет около 1200 человек, в ближайшем округе – 2500. Председатель местной думы Лео Адель говорит: когда министерство обратилось к самоуправлению, здесь решили, что у них достанет ресурсов.  

«До пяти человек [примем]. Если это будет семья – мать, отец и один-три ребенка. У нас несколько квартир упстует, мы готовы и арендовать для них квартиру», – сказал мэр.

Лучше, считает он, прямо в райцентре – в Хальяле есть детсад, школа на 260 учеников, среди людей приезжие быстро интегрируются.  

«Мы хотим делать это вместе с предпринимателями, чтобы отец и мать нашли работу, чтобы у них была квалификация и образование. Важно, чтобы местные поняли важность этого шага – мы хотим спасти людей от войны», – подчеркнул Адель.

Местные жители на собрании хоть и подискутировали, сошлись на том, что надо помочь. Когда же журналисты расспрашивали их на улицах, отвечали сдержанно: да, в беде надо помогать, но бесстыжих искателей пособий им тут не нужно.

В публичном пространстве Эстонии тема беженцев – столь же резонансная, как и в Латвии. Оппозиционная Консервативная партия даже пытается собрать подписи за проведение референдума по приему беженцев. Опрошенные на улицах городов жители сходятся, что предпочтительнее принимать женщин и детей, семьи, а одиноких молодых мужчин считают фактором риска. Есть и те, кто откровенно против: «Совсем другая культура. Она для северных стран никоим образом не подходит».

По отзыву руководителя общественной организации «Эстонский совет беженцев) Эро Янсона, дебаты в обществе очень поляризованы: если ты не хочешь принимать беженцев – ты «закоренелый расист и реднек», а в ответ слышится – «ах ты, любитель мигрантов». «Нет никакой середины в этих дискуссиях», – признал он.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное