Воскресенье, вечер. Глава латвийского правительства обращается к народу. На прошлой и на этой неделе бьют рекорды и по числу COVID-заболевших, и по количеству умерших.
«Наша страна, наши показатели превысили показатели Германии. И нет никаких признаков, что этот рост снизится», - заявил премьер.
Сравним две системы здравоохранения: Германии и Латвии. В 2017-м на здравоохранение Германия тратила более 4 тыс. евро на одного жителя. Латвия — 1200 евро. Это второй нижайший показатель в Евросоюзе. Львиная доля финансирования на медицину шла из госбюджета. Это в Германии. В Латвии государство финансировало лишь чуть больше половины. И это третий самый низкий показатель по ЕС. В Германии четыре врача и 12 медсестер на тысячу человек. В Латвии на тысячу человек три врача, а медсестер вдвое меньше, чем в среднем по Европе. Всего четыре.
«По ходу непрерывных реформ, консолидаций, финансирование здравоохранения было на очень низком уровне по сравнению с Германией. И вот за эти ошибки, которые были допущены политиками в течение многих лет, мы сейчас, к сожалению, расплачиваемся. Минута истины наступила», - признал глава Латвийского профсоюза работников здравоохранения и социального ухода Валдис Керис.
Во вторник правительство принимает решение: в больницах отменить плановую медпомощь. В ближайшее время возможен наплыв COVID-заболевших. По статистике, 15% переносят болезнь средне тяжело, еще 5% очень тяжело. В больницы попадают примерно 10-15% пациентов.
«Заразившиеся на пике заболеваемости, который был на прошлой неделе, мы считаем, они в больнице могут появиться [в больницах] через дней 7-8, в среднем, неделю. Сколько из них будет в очень тяжелой форме — в реанимационном отделении — очень трудно так определить. Но это нас настораживает, потому что нужны ресурсы. И койки, и, конечно, врачи и медсестры», - говорит главный хирург медицинский директор Рижской Восточной больницы Харалдс Плаудис.
Рижская Восточная клиническая университетская больница объединяет множество лечебных заведений в столице. Главная по COVID-пациентам в Латвии. На данный момент здесь оборудованы 225 коек для среднетяжелых больных плюс койки в реанимации. Уже сейчас места заполнены на 80%. Поэтому продолжают готовить новые отделения. На этой неделе в стационаре «Гайльэзерс» открывается отделение для онкобольных с позитивным COVID-тестом.
«Это очень специфические койки, мы не будем лечить больных с Covid-19, у которых главная проблема Covid-19. Но, конечно, он может быть и у онкологических больных. Если это обнаруживается, больной должен получать лечение онкологическое, самое главное, нужен надзор химиотерапевтов, хирургов, больному лучше находится в больнице», - пояснил Харалдс Плаудис.
Латвийский центр инфектологии — одна из больниц Восточной больницы. Сюда в первую очередь везут больных с коронавирусом. Здесь почти все время заполнены 100% из ста COVID-коек. Но одно место в реанимации всегда держат в запасе. Врачи-инфектологи готовятся к непростой зиме.
«Трудные у нас будут эти зимние месяцы. До конца февраля. В марте уже пойдет на улучшение это все. Это как при острых респираторных заболеваниях. Но, что очень важно, чтобы те люди, которые болеют тяжелым поражением легких, которые кислородозависимые, могли попасть в больницы», - признала глава Латвийского центра инфектологии Байба Розентале.
На вопрос, выдержат ли больницы пандемию, профессор Розентале отвечает, в Риге две большие университетские клиники, при необходимости их практически целиком можно перепрофилировать на лечение пациентов с COVID-19.
«Считаю, что выдержит. Если не будет двукратного увеличения заболеваемости», - так говорит профессор о способности латвийских больниц справиться с увеличением числа COVID-пациентов.
В первую волну COVID-заболевших лечили только в столице. Во вторую волну подключились региональные клиники. В Лиепайской региональной больнице LTV7 привели следующую статистику. На 2 декабря в инфекционном отделении 33 кровати для COVID-пациентов. Еще 9 транзитных — для пациентов, которые только ждут результата анализа. В день, в среднем, заполнены 16 мест. Два бокса реанимации. Заполнены оба. На вопрос, возможно ли увеличить количество коек, отвечают, возможности есть. Вопрос с персоналом. 19 сотрудников болеют COVID, еще 17 в карантине, как контактные персоны. На оставшихся ложится двойная нагрузка.
«Протесты, ограничения и отрицание болезни, конечно, эмоционально бьют и по медикам, и по работникам больницы», - признала представитель Лиепайской региональной больницы Индра Грасе.
Видземская больница. Здесь для лечения COVID-больных 50 кроватей, в том числе, три места в реанимации. В среду заполнены 39. И там медики тоже болеют и также перегружены.
«То, что медики работали с перегрузкой, сверхурочные, во многих местах, чтобы заработать, так было и до Covid-19. Это то, что я видела у нас и в других больницах», - сказала представитель Видземской больницы Бенита Брила.
Даугавпилсская региональная больница. Тут еще весной подготовили план реорганизации, могут обеспечить 180 COVID-коек. По данным на среду, в больнице лежат 65 инфицированных пациентов, трое из них в реанимации.
«Есть ли возможность увеличить число коек? Конечно, есть. На этот вопрос я ответил и Министерству здравоохранения, и Национальной службе здоровья. Но. Есть серьезный ограничивающий фактор. Человеческие ресурсы. Я могу открыть хоть 200 коек, кто будет лечить? Кто будет ухаживать за пациентами? У нас из лечебного процесса выпали 90 работников, все сложнее справиться с уже существующей нагрузкой. Нужны руки. Все остальное решаемо», - признал глава Даугавпилсской региональной больницы Григорий Семенов.
По данным Министерства здравоохранения, по всей стране заполнены 66% COVID-коек. Если заболеваемость продолжит расти, больных начнут принимать уже стационары “C” -уровня. Это небольшие больницы. С некоторыми, как говорят в Минздраве, уже договорились.
«В ближайшие дни в Видземе откроются дополнительные больничные койки для лечения COVID-пациентов – в объединении больниц Балви-Гулбене. Эту больницу выбрали, потому что она была готова. Это один аспект. Второе. Чисто географически, сравнительно мало больничных мест именно в Видземе, чтобы разгрузить Видземскую региональную больницу», - поделилась руководитель отдела качества медицинского обслуживания Министерства здравоохранения Санита Янка.
Также прийти на помощь должны быть готовы еще восемь небольших больниц: в Цесисе, Кулдиге, Юрмале, Огре, Мадоне, Алуксне, Краславе, Тукумсе.
Вернемся в недалекое прошлое. На 10 лет назад – в 2010 год. Все эти больницы были в черном списке Минздрава, под угрозой реорганизации. Был план лишить их неотложной помощи, по сути, превратить в дневные стационары и центры по уходу. Что и произошло с Бауской клиникой. Тогда властям казалось, что больниц в стране слишком много, их помощь не нужна. Кто знал, что пройдет 10 лет и придет COVID-19?