Больница считает, что экономически выгоднее привлечь фирму, у которой есть опыт взыскания долгов, а не тратить собственные ресурсы на работу с должниками. Кроме того, к представителям коллекторской компании неплательщики будут относиться серьезнее, чем к сотрудникам медучреждения, которые звонят и напоминают родителям и другим родственникам детей о финансовых обязательствах.
По данным Бюро по надзору за госзакупками, Детская больница объявила тендер и заключила договор с компанией Lindorff Latvijas filiāle,
сумма соглашения — почти 7 тысяч евро.
Однако Детская больница на фоне других медучреждений выделяется тем, что общая задолженность клиентов перед нею не очень велика.
Инара Блуке, член правления ДКУБ, рассказала: больница решила привлечь коллекторов не из-за большого числа должников, но потому, что медучреждение должно следить за финансовой дисциплиной и своими средствами. Например, нельзя списать долги, если для их взыскания не сделано все возможное.
Большая часть долгов — это счета за платные услуги, которых в больнице немного. Сумма не получаемых ДКУБ с клиентов средств — 2-3 тысячи евро в год. За последние три года она достигла в общей сложности 8,4 тысячи, рассказала Блуке.
«Спектр в основном — это размещение родителей, палаты повышенной комфортности, которые родители сами выбирают, находясь здесь, и которые мы предлагаем, и отдельные платные медицинские услуги», — добавила она.
По словам Блуке, должники пользуются предоставляемыми больницей услугами, оплатить которые следует в течение десяти дней, поскольку за амбулаторное лечение пациенты рассчитываются в кассе перед приемом. Среди должников также числятся бывшие арендаторы помещений — договор закончился, долг остался.
На вопрос, зачем платить почти 7 тысяч евро коллектору, если за последние три года долги составили лишь 8,4 тысячи, Блуке ответила: договор с Lindorff Latvijas filiāle заключен на следующие три года, и указанные 7 тысяч — максимальная сумма, которую потенциально можно было бы заплатить взыскивающей долги компании.
«... Это условно 3% возвращенной суммы. И это, на наш взгляд, довольно немного — по сравнению с ресурсом, который вкладывают наши работники», — добавила она.
Должники – головная боль многих медучреждений.
Ласма Силе, представитель больницы им. П. Страдиня, рассказала, что в месяц медучреждение не получает около 50 тысяч евро: более половины неоплаченных счетов — на сумму до 30 евро, львиная доля долгов — неуплаченные взносы пациентов, получающих компенсируемые государством услуги. Многие остались должны, получив неотложную медицинскую помощь.
«Возможно, создалась такая ситуация: обращаясь за помощью в срочном порядке, пациент нередко считает, что получит на 100% компенсируемые государством услуги, однако и здесь есть издержки, взимаемые с самого пациента: на исследования, консультацию врача, манипуляции», — указала Силе.
В рижской Восточной больнице долги пациентов ежегодно достигают около 600 тысяч евро, рассказал представитель медучреждения Мартиньш Вилцанс.
Он отметил, что большая часть должников — люди с низкими доходами, безработные.
«Есть, конечно, и злостные неплательщики, которые уже неоднократно не рассчитывались за услуги, однако у нас нет права и им отказать в помощи», — добавил Вилцанс.
В Восточной больнице в последние годы число должников не меняется, а коллекторам удалось вернуть ей примерно четверть недополученных денег.