Дискуссия в Женский день 8 марта: насилие не всегда даже осознается — психолог

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

Утром 8 марта рижанки вышли на марш протеста, возражая против гендерного насилия. Шествие было не слишком многочисленным — многие женщины в этот час были на работе и не могли присоединиться к соратницам. Плакаты напоминали: в Латвии с насилием в свой адрес сталкивалась практически каждая третья женщина. Столь высокий показатель многим кажется недостоверным, но на деле он может быть еще выше, допустила в дискуссионной передаче Русского вещания LTV7 психолог Мария Абелтиня. 

«Статистика довольно сложная штука. Одна статистика насилия — та, что собирает полиция. Обычно эти цифры ниже, поскольку не все ситуации фиксируются. Далеко не каждая пострадавшая женщина обращается, и к тому же есть такие формы насилия, которые сложно доказать, например — эмоциональное насилие, давление, финансовый контроль, психологические издевательства. Очень часто об этом не сообщается! Но есть различные негосударственные, некоммерческие организации, те же кризисные центры Skalbes или Marta, в которых тоже накапливается статистика — если в Skalbes есть телефон доверия для взрослых, и когда звонят анонимные клиенты, коллеги фиксируют тему обращения. Поэтому, возможно, эти цифры даже больше.

И когда проходили такие акции, как #MeToo (#ятоже), они показали, что вообще практически каждая женщина встречалась с той или ной формой насилия. Я своим коллегам говорю: вы знаете, кто такой трясунчик? — и все женщины всегда смеются, мы обсуждаем, где такие типы ходили, какие у них были излюбленные места, а мужчины дико удивляются: какие трясунчики? Вот такие ситуации (эксгибиционизм — насилие по отношению к невольным зрительницам).

Проблема еще в том, что часто статистику невозможно получить, потому что сама женщина, возможно, не осознает, что переживает насилие. К сожалению она, возможно, с детства выросла в абсолютно ненормальной среде, где ее избивали, а то и насиловали, издевались — и это, к сожалению, стало в ее представлении нормой. И если находится партнер, муж, который ведет себя, может, лишь чуть лучше, то кажется — жизнь уже хороша, и всё наладилось. Поэтому вопрос статистики — он такой, сложный».

Президент Конфедерации работодателей Лига Менгельсоне называет ситуацию в Латвии уникальной. Нам есть чем гордиться, но налицо и определенные проблемы.

«Это прекрасно, что у нас такое государство, которое позволяет делать свободный выбор, и если я хочу в этот день пойти на демонстрацию — я иду! Если я хочу в этот день работать — я работаю. Хочу провести день с детьми — провожу. Главное, для себя всегда осознавать эти возможности и эту, практически весьма уникальную, ситуацию в Латвии: что у нас есть все возможности.

И тут есть одна проблема. Возможностей так много, способов самореализации женщины так много — что у нас, думаю, настало время говорить, а как это сбалансировать. Как уберечь женщину от выгорания, потому что ей присуще стремление всё устроить, всё решить, уладить, сделать так, чтобы все вокруг были довольны — но она забывает о самой себе. И в тот момент эти проблемы и начинаются».

По оценке Менгельсоне, предложенные еврокомиссаром Вивьен Рединг квоты на места в советах директоров крупных предприятий ЕС для женщин (призванные увеличить их долю в советах до 40% к 2020 году; квотирование по гендерному признаку — это так называемая позитивная дискриминация) латвийские женщины встретили скорее с возмущением.

«С их стороны последовало естественное противодействие: мы не будем работать по квотам, мы работаем как профессионалы! Для наших, латвийских женщин это было оскорблением».

Наши женщины, по словам главы Конфедерации работодателей, восприняли в штыки именно игнорирование своих профессиональных качеству в угоду полу, пусть и «со знаком плюс». Между тем именно профессия, трудовые навыки, квалификация — для женщин ключ к избавлению от рисков насилия, ведь всё это дает им главное: самостоятельность и независимость.

Латвийский Трудовой закон гласит: права женщины и мужчины равны, отметила Менгельсоне, это исходный принцип, в соответствии с которым всё на предприятии и должно происходить. Поэтому с домогательствами в рабочей обстановке, конечно, необходимо жестко бороться. Комментируя блог Ольги Драгилевой о нарушении личных границ собеседниками журналистки (мужчинами) и ее эмоциональное выступление в дискуссии по скайпу, Менгельсоне пояснила:

«Здесь мы видим, что у нас естественно отторжение такого отношения, потому что когда мы идем на работу — это бизнес-среда, мы соответствующим образом одеваемся и ведем себя там. И в данном случае больше задевает именно то, что меня не ценят как профессионала. Об этом говорит и Ольга — когда вот так берут под локоток в ходе профессионального разговора, это не о том! Мы же говорим о сути интервью, о проекте, и так далее. Так что когда начинается, что женщину не ценят как профессионала — вот это проблема».

По убеждению Менгельсоне, очень важно, что делают молодые девушки и школьная система — с девушками:

«Каждая молодая девушка должна знать, что она — личность! И если она будет учиться, и у нее будет образование и возможность зарабатывать себе на жизнь или как наемный сотрудник, или создавая свой бизнес — тогда эти вопросы уже нивелируются».

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное