«У вас нет общего пространства исторических воспоминаний! Одно из первых моих впечатлений в Латвии связано с политикой воспоминаний о событиях середины ХХ века, о Второй мировой войне и двух диктатурах – как в Латвии, так и в Германии эта тема очень актуальна.
Достаточно быстро мне стало понятно, что в Латвии тема исторической памяти очень важна – потому что все ее жители вроде бы имеют общую историю, но совершенно ясно, что различны пространства памяти.
Резко отличаются воспоминания о 16 марта и 9 мая, и линия раздела проходит по социальным и этническим моментам. Именно поэтому у нас на сайте института сейчас реализуется новый проект – о памяти, где мы сейчас собираем различные воспоминания жителей Латвии.
Смысл его в том, что воспоминания ведь не касаютcя только прошлого. Они напрямую связаны с настоящим и будущим. Поэтому важно создать нечто вроде форума, на котором можно будет обсуждать тему памяти как раз в контексте будущего.
В этом проекте участвует целый ряд наших партнеров: это и Латвийская Национальная библиотека, и факультет коммуникации университета им. П. Страдиня, и мемориал Жаниса Липке.
Основная же идея такова, что собранные воспоминания будут переданы Театру улицы Гертрудес, и затем на сцене этого театра будет создана новая пьеса на тему исторической памяти – различных воспоминаний об истории Латвии. На тему различий в этих воспоминаниях», – поделился Шнайдер.
Дискуссии об истории ХХ века, несомненно, разделяют общество, признал он. В ФРГ тоже были разные «фазы воспоминаний». И важно обсуждать это, не замалчивать – потому что даже если молчать, эта разность будет существовать. Оттого в Институте Гёте и выбрали такую форму, как театр, поясняет директор – ведь именно язык искусства «позволяет говорить о памяти без того, чтобы скатиться в какие-то стереотипные дискуссии».
«Мы приглашаем любого, кому есть что сказать, до 15 августа с.г. присылать свои воспоминания, свои материалы, интервью – возможно, с бабушкой или дедушкой, - чтобы можно было их присоединить к общему массиву полученных в этом проекте материалов», - призвал Шнайдер.
Жизнь Арне Шнайдера связана с Институтом Гёте с 19 лет. Он рассказал, что работал на институт в разных странах мира, в том числе в России, Боснии и даже в Нигерии. Институт представлен в 90 странах мира и имеет там в общей сложности 150 местных институтов и представительств. Особенностью работы в Латвии он назвал богатое и разнообразное культурное пространство. Институт Гёте – не высшая школа, как можно было бы подумать, судя по названию, но своего рода посольство немецкой культуры:
«Мы ждем всех, кому она интересна, независимо от возраста и национальности, мы приглашаем всех либо изучать немецкий на наших курсах, либо использовать обширную библиотеку – более 10 тысяч единиц (это и книги, и видеоматериалы, и пресса).
Мы с партнерами также устраиваем целый ряд культурных мероприятий – например, сегодня начинается творческий фестиваль «Комета».
Немецкий, несомненно, можно изучать и на наших курсах в Германии, где у нас имеется 12 представительств. Но для многих практичнее изучать немецкий язык здесь, на месте, поэтому неудивительно, что такой возможностью пользуются свыше 1400 посетителей курсов каждый год», - рассказал Шнайдер.
Мотивация у них может быть самая разная. В основном это молодые люди и школьники, которые хотят дополнительно изучать язык, но есть и целый ряд семейных причин: например жительница Латвии выходит замуж за немца, и ей необходимо подтянуть свои знания.
«Это люди, которым немецкий необходим либо для работы, либо для практики», - отметил Шнайдер.
Среди посетителей курсов встречаются и наши медики – не секрет, что многие из них затем отбывают в трудовую эмиграцию, в Германии им весьма рады.
Времени на изучение языка требуется не всегда много. Кому-то достаточно пройти интенсив – ежедневные трехнедельные курсы, чтобы немного заговорить и уметь ориентироваться в заграничной поездке. Есть и обычные курсы, когда люди учатся 2,5 месяца от двух раз в неделю.
«После трехнедельного интенсива человек уже не потеряется в Германии – он сможет узнать, где можно перекусить, или задать окружающим другие вопросы. Но, конечно, после таких курсов не нужно ожидать чудес», - отметил директор Института Гёте.