Адриану почти 4, он очень активный и жизнерадостный ребенок. Полгода назад мальчику поставили диагноз — диабет первого типа.
«Это генетика, это не зависит от того, что ты ешь и как живешь», — рассказала его мама Агита.
Вылечить болезнь нельзя, однако при достаточном внимании она не меняет качество жизни. В возрасте Адриана нужно часто измерять уровень сахара, при необходимости колоть инсулин. На руке у мальчика — сенсор, он измеряет уровень инсулина.
За год до диагноза Адриан начал посещать муниципальный детский сад, и продолжал это делать и после. Однако теперь семья взяла паузу. Агита считает, что в образовательном учреждении здоровье ее ребенка поставили под угрозу.
«Последний случай был в пятницу, когда получилось, что ребенок оказался в близком к коме состоянии: он вялый, он не понимает, что с ним говорят, он полностью не реагирует. Такова наша реальность, в принципе», — отметила Агита.
В телефонном разговоре глава детсада отрицала сказанное Агитой. Таких сложных ситуаций не было, за уровнем инсулина следили.
Однако во время беседы с ответственным департаментом Рижской думы оказалось, что в детсаду, куда ходит Адриан, нет медсестры. Их не хватает в образовательных учреждениях по всей Латвии. Но в Риге сестер нет в каждом десятом саду.
«Поскольку ситуация с медсестрами такая, какая есть, есть детсады, которые долго ищут медсестер», — признала Илзе Кондратюк, главный специалист Отдела поддержки образования Департамента образования Рижской думы.
Правила Кабинета министров указывают, что глава образовательного учреждения организует медицинский надзор детям с хроническими заболеваниями. Однако в реальности, во всяком случае, сперва сложности возникают у обеих сторон.
В распоряжении Общества детей и подростков с диабетом много историй о подобном опыте в разных регионах Латвии.
«Не хотят идти навстречу эти ведомства, или хотят идти навстречу, но не понимают нашего желания, чтобы наши дети жили полноценно. Не идут навстречу ведомства, у которых такие дети впервые, у которых нет опыта. Они боятся ответственности», — рассказал глава общества Алексей Романовс.
Самоуправление недавно выделило средства, чтобы оплатить услуги ассистента для Адриана. Теперь самое сложное — найти человека, который будет готов пройти обучающие курсы и за сравнительно небольшую плату взяться за работу.
Мама Адриана ищет ассистента и с помощью социальных сетей.
«Десять лет назад все дети с сахарным диабетом, в принципе, находились дома. Они детский сад не посещали. То же самое было и в школах, и в школах большинство детей было на домашнем обучении», — указала Кондратюк.
Самоуправление говорит — все пытаются меняться. В прошлом году в рижские детсады ходили 15 детей с сахарным диабетом. Данные Общества детей и подростков с диабетом свидетельствуют, что в Латвии более 600 детей — от 0 до 18 лет — с диабетом первого типа.
Как уже писал Rus.lsm.lv, в Латвии ежегодно регистрируется более шести тысяч новых случаев заболевания сахарным диабетом, при этом смертность от него выше, чем в Литве и Эстонии. Более того, специалисты отмечают тенденции к росту числа летальных исходов. С другой стороны, нерешенными остаются многие проблемы в диагностике и лечении диабета, сообщила передача «Домская площадь» Латвийского радио-4.