Детям ромов в Вентспилсе надо показать другую жизнь — Ванесса Клейн, будущий помощником педагога

Обратите внимание: материал опубликован 2 года назад

Если бы для туризма были времена получше, возможно, Ванесса Клейн водила бы экскурсии по Вентспилсу, рассказывая на складном латышском о достопримечательностях. Но цыганская кровь ведет ее по другому пути: благодаря образованию и характеру Ванесса осваивает миссию помощника педагога. Необходимость в ее помощи диктует реальность, в которой маленький ромский ребенок оказывается растерянным и изолированным в большой школе просто потому, что не знает латышского. «Буду им как мама», — говорит Ванесса.

На встречу Ванесса пришла вместе с опытным вентспилсским ромским медиатором Малдой Авраменко — образованной энергичной женщиной, которая за заслуги в общественной работе в 2020-м была выдвинута в качестве претендента на премию «Европейская женщина года». По возрасту Ванесса могла бы быть ее внучкой, и определенное покровительство в этом тандеме чувствуется.

Именно Малда мотивировала Ванессу выбрать жизненный путь, связав его с созданием будущего для своего народа, она ей помогает и подбадривает.

«Вентспилсские цыгане все друг друга знают. От взгляда своего народа нельзя скрыться»,

— говорит Малда.

Так было и с Ванессой: девочка росла у нее на глазах. С ее семьей, особенно с бабушкой Ириной, Малду связывают детские воспоминания. Обе росли рядом, при этом Ирина, дочь русского и латышки, стала самой настоящей «цыганской матерью». Как? Ее семья жила в одном доме с цыганскими семьями, и Ирина с сестрой проводила много времени в ромском обществе, обе они приняли его образ жизни и культуру.

Малда вспоминает, что сестра Ирины «неделями жила у нас и сама стала цыганкой». Бабушка же Ванессы вышла замуж за рома. Внучка признает, что бабушка — авторитет не только в своей семье, но и в общине: все вентспилсские ромы здороваются с ней и держатся с ней уважительно. Сейчас ее пример воодушевляет саму Ванессу.

«Я ее знаю сызмала. Параллельно слежу за всеми перспективными молодыми ребятами, собираю информацию в Управлении образования — у кого есть хотя бы основное образование, кто продвигается дальше… Ванесса закончила Кулдигский техникум технологий и туризма, училась на консультанта в сфере туристической информации. Я ее перехватила»,

— рассказывает Малда.

У нее есть четкий взгляд на вопрос интеграции ромов: «Надо использовать те ресурсы, которые есть у нашего народа. Человек со стороны ничего не ведает и помочь не сможет. Только галочку поставит. Нужны свои, из нашей среды, нашего народа, которые владеют языком, могут контактировать и с детьми и со взрослыми — напрямую и на их родном языке. Таким человеком будет и Ванесса!»

Молодая женщина познакомилась с Малдой по совету бабушки. «Бабушка сказала, что Малда — ромский медиатор, и если нужна помощь, то только к ней. Ее все знают и уважают. Сама я не обращалась. После техникума хотела искать работу, чтобы зарабатывать, но тогда у меня родилась дочка. Мне сейчас двадцать два, Камилле годик», — просто и сердечно рассказывает Ванесса.

«Мой отец латыш, мама цыганка. У меня только два младших брата — у нас небольшая семья», — сообщает Ванесса.

Сейчас, когда ребенок немного подрос и бабушка Ирина готова за ней присматривать, молодая женщина может обратиться к карьере.

Ценность образования объяснили в семье

Малда убедила Ванессу, что в туризме перспектива нестабильная, а конкуренция велика, сфера же образования будет актуальной для трудоустройства всегда. Обе признают, что педагогика — дальновидный выбор: помощники учителей по работе с ромскими детьми нужны сегодня и, видимо, будут нужны и потом. В первую очередь Ванесса должна пройти курс подготовки ассистента педагога, а потом она сможет заочно изучать и педагогику, рассуждают обе.

К мысли, что образование крайне важно, Ванессу приучили в семье еще в детстве.

«Отец гнал учиться, мама тоже, потому что сама в школу не ходила, не умеет ни читать, ни писать. В школе у меня шло хорошо. Только сначала не понимала, что от меня хотят учителя. Дома мы говорили и на ромском, и на латышском, но все равно не понимала.

По национальности я чувствую себя цыганкой, поэтому поначалу ушла в себя. Другие дети до меня докапывались и обижали, адаптироваться было трудно. В то время в Вентспилсской 6-й средней школе было мало ромских детей, на меня показывали пальцем, так что в школу идти не хотелось. Но в семье настрой был однозначный: надо идти, и всё.

У меня была очень хорошая учительница, которая занималась со мной после уроков. Постепенно мне стало нравиться учиться, я перестала прислушиваться, что говорят окружающие. Не чувствовала себя ни лучше, ни хуже других, старалась держаться в стороне. Нашла компанию, подружилась с русскими детьми. В школе, которую я закончила в 2015-м, любимым предметом был латышский. Лучше всего мне давались пересказы — видимо, хорошая память», — рассказывает она.

Это и подтолкнуло к изучению туристического направления: «Гид, чтобы водить экскурсии, должен многое помнить и много знать, чтобы составить маршрут. Мне это нравилось. Но

сейчас, когда у меня у самой дочка, надо думать о более важных вещах. Хочется помочь ромским детям, чтобы их первые шаги в школе были легче, чем у меня»,

— говорит Ванесса, которая в будущее смотрит с большим оптимизмом.

Малда, наоборот, хорошо знает горькую действительность и продолжает бороться и с непонимающими родителями, и с немотивированными детьми, и с неотзывчивыми учителями, и с предвзятым отношением в обществе. Она не отрицает, что часть выданных детям для удаленной учебы компьютеров очень быстро оказалась в ломбарде, возле которого медиатор часто старается перехватить иначе неуловимых родителей. Не скрывает и открыто говорит о зависимостях — но, настаивает она, дети не виноваты, что родители мало понимают в учебе, удаленном обучении и онлайн-коммуникации.

«Даже если у родителей нет образования и работы, мы должны стараться спасти их детей. Мы должны их вытянуть наружу, показать, что есть другая жизнь. Школа — первое обязательное условие.

Всех, у кого есть образование, мы подымем, поддержим. Нужны сильные ромы, чтобы своим примером помогать другим. Ванессе придется собраться с силами. Порой придется говорить соотечественникам и неприятные вещи», — прогнозирует Малда, опираясь на свой опыт.

Дети компенсируют неграмотность матерей

Обе женщины, каждая по-своему, готовы помогать детям своих соплеменников, чтобы сломать стереотипы и предубеждения в отношении ромов, которые часто ведут к дискриминации. Действительно ли она существует? Выслушав и углубившись, приходится признать, что по крайней мере поверхностное отношение часто приводит к необратимому вреду и разрушает судьбы.

«У меня продолжатся удаленные встречи с омбудсменом — этот вопрос наконец дошел до него и услышан. Если ребенок не посещал детский сад, а из-за безответственности родителей это часто случается, то в школу он приходит неподготовленным. Могут быть ситуации, когда ребенка без особых причин отправляют на медико-педагогическую комиссию. Надо идти к психологу, психиатру,

ребенка объявляют психически неуравновешенным — только потому, что он не говорит по-латышски! Но на своем языке он ответил бы! Это вопрос отношения. В школах порой это не хотят понимать, потому что им проще навесить ярлык, отправить дальше, изъять из класса — и порядок. В этом главная проблема.

Захожу в первый класс. Смотрю — сидит наш ребеночек, съежился весь. Спрашиваю: Лания, ты чего сидишь в уголке? «А что я к ним пойду, я ничего не понимаю, что они говорят. Сейчас описаюсь, потому что не могу спросить, где туалет», — отвечает. И учителя этого даже не замечают! Поэтому важно сочувствие и понимание — там, где ромские дети по одному. А в школах, где их больше десяти в первых четвертых классах, там помощник педагога нужен обязательно — чтобы переводил, помогал освоиться, мотивировал. Это поможет», — уверена Малда Авраменко.

Сейчас она готовит последовательницу — Ванессу Клейн. Молодую женщину, которая, как и ее братья, компенсировала неграмотность своей матери.

«Большая любовь, — объясняет Малда, как получилось так, что сорокалетняя женщина в наши дни не умеет читать и писать. — Сначала Ирина попала под влияние мужа, который учебу дочки не считал чем-то обязательным, а потом отец Ванессы был настолько очарован своей невестой, что не обращал внимание на пробелы в ее образовании».

Чтобы в школе ждали ромских детей

Ванесса говорит, что ее мама — не такое уж редкое исключение. «Ко мне в городе часто подходят ромы и просят: девочка, прочти. Я им читаю. Папе не мешает, что мама не умеет читать. Они живут в деревне сами по себе, ведут хозяйство. В городе рядом с мамой всегда или муж или бабушка: она умеет читать, потому что в советское время все были обязаны ходить в школу.

Когда мама была ребенком, Латвия только поднималась, было не до детей. Школа ими не интересовалась. Я хочу, чтобы сейчас такого не было, чтобы в школах ждали ромских детей и не смеялись над ними»,

— говорит будущий помощник педагога из Вентспилса, города, где, по словам Малды Авраменко, самоуправление в вопросах интеграции ромов — самое отзывчивое во всей стране.

На бытовом уровне это означает, что образованных ромов, которые работают в своей профессии, в городе ждут и в случае необходимости помогают и с рабочими местами, и с жилплощадью.

Например, два года назад в то время будущий дирижер Агнесе Коростылёва получила возможность работать в музыкальной школе и помощь для аренды квартиры напротив. Она будет руководить хором, сольными занятиями. А также ансамблем, где цыганские песни смогут петь все, кто только захочет и кому близок этот темперамент. Самоуправление обеспечивает также инструменты и одежду — главное, чтоб были участники.

Возможно, в свободное время к ансамблю присоединится и Ванесса, чья цыганская душа прорывается именно в музыке.

«Надеюсь, скоро смогу помочь всем ромам, большим и маленьким. Знаю, насколько нам всем тяжело. Когда в школе заставляют читать «Сказку о грошике», и ты не понимаешь, что это такое, а спросить боишься. И потом в школьной программе много старых слов, которые никто не может объяснить. Приходится обращаться к онлайн-переводчику, но значение все равно не ясно. Если не на латышском, так хотя бы на ромском смогу объяснить, чтобы дети не смотрели на это все жалобным взглядом», — говорит Ванесса. Ближайшая основная задача ей видится вполне ясно.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное