Молодые люди без особых проблем сумели проникнуть в помещения школ и садиков – им не помешали ни домофоны, ни кодовые замки, ни школьные дежурные. Если в школах еще можно было со стороны спутать студентов со старшеклассниками, и это отчасти объясняет успех эксперимента, то настораживает другое: ни в одном детском саду исследователей не спросили, почему они там находятся.
Представители детсадов теперь признают, что в мероприятиях по обеспечению безопасности многое следует улучшить, а главную проблему представляет пресловутый человеческий фактор. Родителям, по мнению персонала садиков, также следует помнить о соблюдении мер безопасности – в частности, следить, чтобы двери за ними при входе и выходе в детсад были закрыты.
Как появились кодовые замки в детсадах
В 1999-м в один из детсадов Гулбене во время «тихого часа» пришел 21-летний Александр К., вооруженный ножом и тесаком для разделки мяса. Преступник ранил няню, убил воспитательницу и трех спящих девочек, а когда поднялся шум, выбил окно и сбежал (полиция задержала его лишь через 40 минут). Следователям он заявил, что убил, чтобы прославиться. Гулбенский убийца был признан вменяемым, хотя ранее попадал в поле зрения полиции. У него до совершения нападения не было выявлено таких психологических или психиатрических проблем, которые позволили бы изолировать его от общества до того, как он совершил убийство. Сейчас Александр К. отбывает пожизненный срок в тюрьме.
Трагедия в Гулбене взбудоражила общество: выяснилось, что двери в детсад не были заперты. Именно после этого двери почти всех латвийских детских садов оборудовали кнопочными кодовыми замками.
Практика показала: студентов (чаще студенток) впускали сами дети; они заходили вслед за знающими код родителями, и их никто ни о чем не спрашивал; попасть без спроса можно было в любые помещения, в том числе в игровые комнаты и спальни. В балдонском детсаду Vāverīte («Белочка») одной из студенток удалось даже присесть к уже накрытому к обеду столу и отведать каши, пока дети были на прогулке, а воспитатели и няни спокойно занимались своими повседневными делами.
Детсад это большой, на 250 воспитанников. Как поясняет его заведующая Рудите Лиепа, администрация делает всё возможное, чтобы обеспечить безопасность дошколят. Здесь есть дежурная у парадного входа: родителей она знает в лицо, посторонних посетителей записывает в журнал. Но, конечно, когда дежурная отлучается в туалет или уходит обедать, за входными дверями может никто и не следить. Механизированной системы безопасности (дверных кодовых замков) в данном садике нет, но вскоре эту проблему руководство обязательно решит – это обойдется примерно в 800 евро, средства даст местное самоуправление. Что касается воспитательниц в группах – то они всегда рядом с детьми. Поэтому попасть чужие могли только в пустые помещения, подчеркивает Лиепа.
Студенты в рамках эксперимента пытались проникнуть на различные охраняемые объекты, в общей сложности они посетили около десяти учреждений и в Риге, и в провинции. Авторы проекта говорят, что у них не было цели поймать персонал детсадов или школ на нарушениях – целью было выявить реальные риски безопасности.