Латвийским политикам он пожелал бесстрашия для совершения реформ. Ему можно поучиться у эстонского премьера, о котором говорили в Таллине во время международного форума.
Таллин стал хозяином форума неспроста, а благодаря впечатляющим достижениям. В исследовании школьных успехов, который ОЭСР проводила среди 72 стран, Эстония получила третье место после Сингапура и Японии.
Министр образования Эстонии Майлис Репс отметила как одну из самых важных целей образовательной системы – равенство. То есть возможность для каждого ребенка получить доступ к знаниям, вне зависимости от обстоятельств.
«Каждый ребенок имеет значение, каждый ребенок – это ценность. В Эстонии [детей] мало, чтобы позволить себе ошибаться. Поэтому мы уделяем внимание каждому ребенку, его мудрости, чтобы у нас были лучшие академические результаты», - рассказала министр.
После СССР Эстония, Литва и Латвия начинали на одинаковых позициях. Теперь Эстония вырвалась на тридцать мест вперед от Латвии, а от Литвы еще дальше. Министр образования Литвы Юргита Петраускиене отметила – ее страна тоже ищет причины.
«В семьях, в школах – везде этот вопрос обсуждают. И, конечно, каждый анализирует все обстоятельства, которые породили это падение. Почему такая разница и каждый ищет простого ответа. Кто виноват?» — объяснила Петраускиене.
Однако, ключ к успеху эстонцев — не чудо. Это результат целенаправленной работы над реформой, отметил премьер-министр Эстонии Юри Ратас.
«Наши достижения в исследовании ОЭСР показывают, что удача – не игра случая. Это результат тех решений, которые были приняты в этой стране исторически, но особенно в последние два десятилетия», — заметил Ратас.
Министр образования Латвии Карлис Шадурскис в конференции участие не принял. Однако представителей министерства от нашей стране здесь было больше всех.
«В Латвии на данный момент в образовании нет ни исследования, ни измерений, который бы могли дать конкретные результаты, конкретные данные о дальнейшем развитии политики образования», - сообщила замгоссекретаря Минобразования и директор Департамента образования Эвия Папуле.
«Резко, но это факт. Именно поэтому мы и думаем, что исследователей из вузов, а также исследователей, которые работают в данной сфере, можно было заинтересовать и пригласить изучить систему образования. Собрать данные, проанализировать и тогда сказать, что в Латвии нужно или не нужно изменить», - сообщила Папуле.
По ее словам, это не означает, что, пока нет данных, у нас ничего не будут делать, «но можно было бы аргументировано продемонстрировать, что именно введение реформы даст или не даст – какие результаты».
Андреас Шлейхер же отметил: исходя из того пути, что выбрала Латвия, латвийской политике не хватает бесстрашия для того, чтобы совершать реформы.
«Эстония – хороший пример. Здесь делают очень сложные реформы. Если говорить об объединении школ, то это тяжелое решение. Так как приходится закрывать маленькие школы и на их месте создавать одну, но намного лучше. Это сложно», - отметил Шлейхер.
«Если сравнивать Эстонию и Латвию, то большая разница в том, что в школьной системе еще очень много градаций. Социальные обстоятельства еще сильно влияют на оценки школьников. И это большая сложность, с которой Латвия уже столкнулась на пути к росту уровня, наблюдаемого сейчас в Эстонии», - сообщил Шлейхер.