Казалось бы — что такое два градуса? Сущий пустяк. Но если прибавим их к нормальной температуре тела, то получим больного человека. Так и с климатом: увеличение средней температуры воздуха влечет за собой заболевание планеты. В обществе Homo ecos — организаторе «почти конференции» — убеждены, что каждому человеку по силам изменить что-то в своей повседневной жизни, чтобы внести вклад в лечение важного пациента.
«Задать себе вопрос — а нужно ли мне все то, что я покупаю? Мы очень много выкидываем продовольственных продуктов. Выкидываем, покупаем новые, а это все [производит] промышленность, индустрия…»,— рассказала «Домской» представитель общества Лаура Мелне.
В свою очередь географ, наблюдатель погодных условий (и составитель прогнозов для Lsm.lv.) Том Брицис сообщает, что глобальное потепление — это дело не только рук человека. Климат менялся всегда, и не меньшую роль в этой динамике играют естественные природные процессы. Так что неправильно думать, что если бы не человек, то погода оставалась бы неизменной:
«В Риге в последние 30 лет наблюдается тенденция — лето становится длиннее, больше жарких дней. Но их столько же было и в 30-х годах прошлого столетия, и в позапрошлом веке были похожие периоды. У нас в Латвии такие колебания —- холод, жара, ливни, засуха — всегда были.
Поэтому я очень сомневаюсь, что перемены климата кто-то сильно ощущает».
Вместе с тем нельзя отрицать, что определенный эффект у потепления будет. Ученые лишь спорят о том, каковы будут сценарии развития событий. Том Брицис считает, что для нашей страны прогнозы в целом благоприятны:
«Нынешний сценарий глобального потепления, откровенно говоря, позитивный [для Балтии].
У нас будет теплее, нужно будет меньше платить за отопление. Но это не значит, что глобальные процессы не аукнутся в негативном ключе».
Брицис приводит пример с повышением уровня воды в море в результате более частых бурь. Надо считаться с тем, что часть наших прибрежных земель заберет море. Также изменение климата внесет коррективы в экономику страны, повлияет на ее социальный аспект — в ней могут появиться т.н. климатические беженцы из регионов, в прямом смысле ставших непригодными для обитания.
Перемены неминуемы. Уже сейчас идет работа приспособлением к новым обстоятельствам.
В результате исследования, проведенного в Университете им. Страдиня, выяснили, что жители не осознают и не понимают рисков изменения климата. В рамках европейского проекта здесь исследовали влияние климата на жилые дома — в том числе и в контексте реновации старого жилого фонда.
«Мы смотрим, как дома сделать лучше для проживания в ситуации, когда изменится климат — как летом сохранить прохладу в помещениях. Но не только дома, но и дворы…», — рассказал руководитель проекта Мартиньш Менникс.
Одним из приоритетов Министерства окружающей среды и регионального развития как раз и является повышение энергоэффективности зданий. Но это не единственное, на что предстоит обратить внимание в условиях меняющегося климата.
«Нужно приспосабливаться к интенсивным ливням, которые сейчас идут все чаще и чаще.
За короткое время выпадает большое количество осадков, что добавляет хлопот городам, канализационная система которых не может справиться с таким потоком воды. Следовательно, необходимо менять систему. Свои нюансы появляются в природе. Есть вредители, которым сейчас выживать гораздо проще. И это рождает проблемы. Например, каштановая моль. Во второй половине лета из-за нее все наши каштаны становятся коричневыми. Раньше такого не было. Раньше эта моль зимой вымерзала», — рассказала «Домской» представитель ведомства Илзе Прусе.
Сейчас в министерстве готовят сценарий изменений климата Латвии до 2100 года.
К тому моменту, если сбудется опубликованный летом прошлого года Научной службой Еврокомиссии прогноз, климат Старого Света очень ощутимо изменится. Как тогда писал Rus.lsm.lv, нынешние курортные регионы на побережье Средиземного моря станут некомфортно жаркими, а прохладная ныне Балтика потеплеет настолько, что сможет стать альтернативу испанскому побережью. Модель, на основании которой Научная служба Еврокомиссии строила свой прогноз, считается консервативной и исходит из «небольшого» увеличения средней температуры в Европе — на 2 градуса к 2100 году.