Личное дело

Поспешный закон

Личное дело

Смотритель замка

Мешки Пандоры

Что в карточке тебе моей: «мешки ЧК» открыты

Обратите внимание: материал опубликован 4 года назад

Вопрос о том, что хранится в картотеке КГБ, на протяжении десятилетий в латвийском обществе был предметом споров и домыслов. После долгих дискуссий «мешки ЧК» на этой неделе раскрыты. В них есть и известные имена, сообщает программа «Личное дело» LTV7.

ДОПОЛНЕНИЕ

Из предоставленной Игорем Пименовым 2 мая 2019 года редакции Rus.Lsm.lv копии приговора суда Видземского предместья Риги от 27 октября 2000 г. следует: суд «счел, что не получено никаких доказательств сознательного тайного сотрудничества» И.Пименова с КГБ. Суд «постановил констатировать факт того, что Игорь Пименов (...) не был информатором или агентом КГБ».

В карточках оказались даже ранее не звучавшие в контексте мешков фамилии: Игорь Пименов от «Согласия», Ромуальд Ражукс от «Нового Единства» (хотя он даже после публикации отрицает связь с КГБ). Среди агентов — задержанный по подозрению в коррупции бывший мэр Даугавпилса — псевдоним Эдгарс — Рихард Эйгимс, бывший премьер Ивар Годманис — под псевдонимном Пугулис. Фамилия Годманиса, впрочем, уже звучала в контексте картотеки, и он даже судился, доказывая, что не сотрудничал с КГБ. В списках — режиссер Янис Стрейчс, нынешний глава Православной церкви Латвии митрополит Александр.

Однако предполагается, что в начале 1990-х годов самую ценную часть архива могли вывезти в Москву.

После того, как Национальный архив на специальном сайте начал публиковать документы Комитета государственной безопасности (КГБ) ЛССР, там зарегистрировались около 12 000 пользователей, заявила директор архива Мара Спруджа.

Как сообщал Rus.Lsm.lv, достоянием общественности стали телефонная книга сотрудников Комитета госбезопасности и 3 картотеки латвийских агентов и внештатных оперативных сотрудников КГБ. А также — учетные списки ЦК компартии Латвии. Однако, чтобы получить к ним доступ, необходимо зарегистрироваться.

Дискуссии о содержимом архивов КГБ в Латвии, о том, публиковать ли сведения о сотрудничавших со спецслужбой жителях страны, доносивших на своих друзей и соседей, длятся уже давно. Чем ближе было окончание срока работы специальной комиссии экспертов, оценивающей, как с научной точки зрения правильнее подойти к этому противоречивому историческому наследию, тем жестче звучали заявления как сторонников предания этих сведений гласности, так и противников. Тем временем известный латышский поэт Янис Рокпелнис решил, подобно тому как это сделал в свое время политический деятель Георг Андреев, признаться в сотрудничестве с КГБ сам.

Как уже сообщал Rus.lsm.lv в публичном пространстве часто звучали призывы не разглашать имена тех, кто сотрудничал с советскими органами внутренней безопасности, и сомнения в том, что архивным данным можно доверять, потому что КГБ ими, возможно, манипулировал и подтасовывал сведения. 

Но звучали также допущения, что к содержимому архивов приложили руку и спецслужбы независимой Латвии. В частности, в передаче LTV De facto ранее сообщалось, что из базы данных КГБ «Дельта», содержащей сообщения агентов и учетные карточки, стирается важная информация. Комиссия историков, расследующая деятельность КГБ в Латвии, обратилась к президенту Раймонду Вейонису с просьбой отменить закон о КГБ и предать огласке содержимое архивов.

Необходимость такой меры поддерживает и известный режиссер, автор фильма о судьбе латвийских ссыльных в Сибири «Хроника Мелании» Виестур Кайриш.

Комментируя призывы открыть архивы КГБ, бывший президент Вайра Вике-Фрейберга заявила, что опубликовывать «голые списки» было бы безответственно. Она отметила, что КГБ редактировал эти документы и делал это явно не из благих намерений. Возражает против «бездумной» полной публикации содержимого архивов и советница президента по законодательным и юридическим вопросам Кристине Яунземе.  

Созданная по решению Сейма специальная межведомственная комиссия историков работает с 2014 года. Ее задача - перед публикацией архивных материалов провести их научное исследование. Ученые ранее жаловались на отсутствие финансирования и на подспудное, но ощутимое противодействие на политическом уровне. Комиссия еще в 2016 году заявляла, что не видит преград к рассекречиванию архивов КГБ ЛССР.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное