Личное дело

"Бронзовый солдат". 10 лет спустя

Личное дело

Театр.doc

Эхо катастрофы

Чернобыль: эхо атомной катастрофы в Латвии

Обратите внимание: материал опубликован 7 лет назад

Тридцать лет назад их отправили в город, которому ничего не угрожало. Так было написано в официальных документах уже после взрыва на Чернобыльской АЭС. Около 6 тысяч ликвидаторов аварии из Латвии заплатили собственным здоровьем за вышедший из-под контроля мирный атом. Многие – до сих пор живы, но не все – здравствуют, рассказывает передача «Личное дело» на LTV7.

«26 апреля 1986 года в полвторого ночи произошел взрыв на четвертом энергоблоке. Точное место и причина пока не установлены. Возник пожар, который в настоящее время подразделениями пожарной охраны локализован. Опасности для населения города нет…». Это выдержка из документа под грифом «совершенно секретно». Информация об аварии на Чернобыльской атомной электростанции первые дни замалчивалась.

«По нашим каналам сказали, что в Чернобыле произошла маленькая авария. Мы тогда искали, где же вообще этот Чернобыль. Никто не знал. Потом на карте нашли», - рассказывает президент Латвийского союза «Чернобыль» Арнолдс Верземниекс.

О реальных последствиях «маленькой аварии», которая стала крупнейшей катастрофой в истории атомной энергетики, мир узнал с опозданием почти на неделю. После майских праздников, когда прошли демонстрации трудящихся. Взрыв напоминал очень мощную «грязную бомбу». Говорят, Чернобыль в шестьсот раз превзошел Хиросиму по мощности загрязнения окружающей среды. Стало понятно: на помощь должны прийти все соседние республики.

Станция Земитаны. Именно отсюда 8 мая 1986 года отправился первый эшелон с ликвидаторами аварии из Латвии. Причем, сначала никто даже не знал, что будет ликвидатором. Эта информация держалась в секрете. И только, приближаясь к Чернобылю, люди поняла, какая страшная и опасная задача им предстоит.

«Очередной выброс. Там видно, что облако вырывается над этим реактором, пока не закрыли его, через несколько минут чувствовался металлический привкус во рту.  Смотришь на прибор, а стрелка отклоняется. Ты его [облучения] не видишь. А на прибор: ага, тебя же облучает!», - делится страшными воспоминаниями Верземниекс.

Арнолдс Верземниекс — сейчас президент Латвийского общества «Чернобыль». Тогда — один из ликвидаторов. В течение двух недель в Припяти руководил работами — уничтожал зараженное имущество жителей. 

«Город был на 50 000 жителей. Людей убрали, но там все осталось. Расчищали. Закапывали. Было очень много могильников. Это вырытые траншеи глубиной 4-5 метров. Вниз сыпали глину, полиэтиленовую пленку. И туда все сваливали. Потом глиной засыпали. И там очень много по этой зоне могильников», - рассказывает Верземниекс.

Чтобы отпустили домой, надо было набрать 25 рентген. Арнолдс Верземниекс провел в Чернобыле полтора месяца. Но некоторые, чтобы поскорее уехать, соглашались на самые опасные работы, тем самым, подписывали себе смертный приговор.

«Радиоактивная упала на крышу третьего реактора, и там надо было все очищать. Сначала пускали роботов, но они не справлялись, потому что были рассчитаны лишь на облучение в 500 рентген. Тогда солдат-добровольцев. Но там радиация около 10 000 рентген. Минуту там пробыл, конечно, получил почти смертельную дозу. По-моему, потом давали 500 рублей и домой», - рассказывает о расценках смерти бывший ликвидатор последствий на ЧАЭС Верземниекс.

По некоторым данным, в течение трех лет в ликвидации последствий катастрофы участвовали около 800 тыс. человек. От Латвии — более шести тысяч. Полторы тысячи уже нет в живых. Из тех, кто живы - большинство инвалиды. Болезни: от сердечно-сосудистых, например, у Арнолдса Верземниекса самого операции были в январе, феврале и марте. И, заканчивая онкологией. Некоторую часть лекарств оплачивает государство, но все равно «чернобыльцам» они обходятся крайне дорого. В общей сложности – около 130 евро, которых хватает лишь на 20 дней.

«Лучевая болезнь не видна. Человек может получить облучение, ничего не зная. Это не наступает как ожог, как травма, как боль», - говорит в прошлом врач реаниматолог Мартиньш Шицс. Работал в лагере, где жили ликвидаторы. Отвечал за питание, белье, медикаменты. Теперь - депутат парламента, член комиссии по социальным делам. Ирония судьбы, но именно в этой комиссии сейчас рассматривается вопрос по «чернобыльцам». По закону, ликвидаторы, которые получили инвалидность до 1 января 2000 года, когда уходят на пенсию по старости, не получают возмещение ущерба здоровью. Для бюджета - это экономия 2,5 млн. евро. Для людей — несправедливость, правду приходится искать в суде.

«Это аморально! Это люди, которые спасли человечество от последствий атомной катастрофы», - уверен Шицс.

В итоге, до 30-ой годовщины аварии в Чернобыле парламент собирается рассмотреть поправки, которые восстанавливают справедливость. Но подарком это назвать нельзя, максимум успеют принять в первом чтении. А надо еще второе и третье окончательное. И к 31-ой годовщине с момента трагедии ЧАЭС, если бывшие ликвидаторы доживут до того момента, они дождутся принятия решения, равносильного чуду.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное

Еще