Красноухая черепаха входит в топ-100 самых инвазивных видов планеты. Она уже давно — проблема для южных регионов Европы, где прекрасно размножается и вытесняет местные виды. В текущих латвийских условиях красноухая черепаха пока не оставляет потомство, но не стоит обольщаться, объясняет биолог.
«Не забываем, что у черепах другая стратегия выживания. Они долгоживущие организмы. Не получилось в этом году — попробуем в следующем, или ещё через год, а может, и через 10 лет или 50. Это спящая инвазия, которая может сохраняться десятками лет.
КОНТЕКСТ
Инвазивными называют виды животных и растений, случайно занесенных человеком (или распространившиеся по созданным человеком коридорам) в новые для них регионы, где они успешно приживаются, начинают размножаться и захватывать новые территории. Инвазивные («агрессивные») виды негативно влияют на местную фауну и флору.
Так, всего одна обыкновенная домашняя кошка стала причиной экологической катастрофы в Новой Зеландии, полностью истребив породу птиц - стефановского кустарникового крапивника.
Мы вместе с украинскими учеными просчитывали модели: когда и как красноухие черепахи могут адаптироваться в Латвии и что произойдет через 30-50 лет. В настоящее время в Латвии мало благоприятных для этих черепах зон, но через 30 лет их станет больше в центре страны и ближе к Лиепае. Теоретически, там они адаптируются быстрее.
Для биологов это — сигнал готовиться к противодействию тем новым видам, что к нам в Латвию могут прийти и станут тут жить. Как показывает модель, они ждут своего часа. За десять лет зафиксировано уже около 36 находок в природе — это много. Коллеги из стран Южной Европы удивлены, отмечая в научных работах, что даже в Латвии встречаются тропические черепахи».
Биолог отмечает, что в Латвии красноухая черепаха массово появилась в 2002 году в зоомагазинах, но уже в 2006 году сообщается об обнаружении этих животных в дикой природе. Первый отчёт об инвазии чуждых латвийской фауне черепах был опубликован в 2007 году.
Тогда, почти 20 лет назад, было получено шесть сообщений от жителей Латвии, видевших 11 особей красноухой черепахи у местных прудов в Латгалии и Видземе. В пяти случаях встречали одиночное животное, но в озере рядом с посёлком Нитауре (Цесиский край) видели сразу шесть одиночных животных. Пять из них местные жители поймали. Все оказались взрослыми крупными самками. Биолог отмечает, что встречаемость — это не то же самое, сколько особей присутствует в природе.
«Сколько их сейчас в природе Латвии — неизвестно, но гораздо больше, чем найдено. Искать целенаправленно в природных водоемах очень трудно, поэтому основные пути обнаружения — это сообщения людей. Мы стараемся сразу выезжать, и, если это чужой для Латвии вид, то забираем черепаху. Есть также звонки от людей, у которых черепаха живёт в качестве питомца, но вдруг надоела, и человек интересуется: выпускать в природу или заберете? Конечно, заберём в приют, точнее — в Латгальский зоосад, выполняющий функции такого приюта для мелких тропических животных (таких у нас большинство). Выпускать на волю ни в коем случае нельзя!»
Сейчас, отмечает биолог, в течение последних десяти лет идёт первая волна «инвайдеров», когда люди избавляются от черепах, привезенных в основном еще в начале нулевых.
«Вначале это интересное для новоиспеченного хозяина животное: яркое, не больше пяти сантиметров — но потом оказывается, она живёт своей жизнью и вырастает до размеров суповой тарелки. Черепаху начинают передаривать или перепродавать, но затем, после цепочки из 3-4 человек, она в итоге нередко оказывается в природе».
Сомнительная свобода
Черепаха не виновата, что оказалась в природе Латвии, где её не ждали, но, как отмечает биолог, стремление человека дать свободу домашнему животному — эгоцентричный подход.
«Человеку, выпускающему экзотическую черепаху, свойственно особо не задумываться о последствиях этого поступка. Выброшенная черепаха в природе за десятки лет съест много тысяч разных местных животных и растений, которые иначе бы жили другой жизнью. Каждый день будут уничтожаться особи видов, часть из которых обязательно будет относиться к охраняемым. Большинство местных прудовых животных эволюционно не готовы к тому, что в их пруду появится такой хищник».
Красноухие черепахи в основном питаются водными беспозвоночными и растениями, что-то удаётся перехватить на суше. Местная экосистема не готова к тому, что кто-то чужой резко встраивается и начинает оттягивать часть ресурсов на себя. Следующий момент — неизвестно, что эти животные несут в себе. Какие новые вирусы, паразитические грибки, бактерии и гельминты приедут с ними. А они обязательно приедут.
«Хорошо, если это террариумное животное, а если они из какой-то фермы во Вьетнаме, где жили в пруду, где их размножают в невероятном количестве и продают десятками тонн по миру? Мы не знаем, что с ними приезжает в Латвию!
Сотрудничаем в исследовании паразитов нелегально завезенных в Латвию рептилий и амфибий с паразитологами Даугавпилсского университета и Испании — и уже открыли несколько новых для Латвии видов паразитов. Кроме завоза новых паразитов, выпущенные в природу красноухие черепахи могут стать новым вектором для старых паразитов, распространяя их дальше».
Кроме этого красноухая черепаха — агрессивный хищник, лучше приспособленный, способный выдавить единственный местный вид черепах — европейскую болотную черепаху. Восстановлением её Латгальский зоосад занимается более 30 лет.
Появление чужих видов не просто вмешательство в экосистему — это и эволюционное загрязнение среды, изменение будущего.
«Новый хищник или его паразиты повлияют и на эволюционный процесс. С появлением нового игрока эволюция уже не пойдёт в ту сторону, как шла без него. Отбор сместит ее в другую сторону».
Trachemys scripta elegans — нелегальный эмигрант
Красноухая черепаха (Trachemys scripta elegans) родом из долины реки Миссипипи, в латгальских широтах оказался с помощью человека, и к сожаленью, продолжает заселять эту территорию.
На многих ветках форумов любителей красноухих черепах даже обсуждается, куда лучше выпустить красноухую черепашку, рассказывает биолог. Это по-прежнему распространённая практика.
«Красноухая черепаха — это официально вид особого внимания Евросоюза. Он входит в топ-100 инвазивных видов. В природе Латвии пока не найдено подтверждений тому, чтобы они полноценно размножались. Но зимуют — достаточно хорошо.
В Латвии известно 6-7 случаев зимовки в природе, когда ранней весной находят особь, покрытую илом, или в одном месте на протяжении нескольких лет замечают одну и ту же черепаху у водоёма».
Поймать в природе красноухую черепаху, если она греется где-то на коряге, сложно, так как она резко падает в воду и уходит на глубину. Поэтому заметить её — полдела, поймать проворную взрослую особь еще сложней.
Компания растёт
Красноухая черепаха и три её подвида — самый распространённый инвазивный вид черепах, но после 2011 года биологи зафиксировали новые виды черепах в Латвии. Сейчас насчитывается 8 видов, чужих для латвийской фауны.
Обживается у нас пока только красноухая черепаха — она самая распространенная в домашних коллекциях, и ее больше выпускают. Остальных находили в единичных экземплярах, даже таких редких, как, например, каспийская черепаха и китайский трионикс.
Несмотря на то, что во многих странах Евросоюза инвазивные виды запрещено содержать и распространять, отдельные виды в Латвии допустимы в качестве домашних питомцев. Управление природоохраны (DAP) призывает всё же изучить будущего питомца — не находится ли он в списке инвазивных видов фауны, чтобы неосознанно не способствовать распространению животного, которое может нарушить местную экосистему.
В Латвии, по данным DAP, насчитывается не менее 50 видов животных и растений, которые относятся к инвазивным видам. В их числе и красноухая черепаха и все её подвиды, включая желтобрюхую черепаху, которые между собой прекрасно скрещиваются и размножаются.
К октябрю 2021 года у DAP были следующие данные. За последние три года в среднем ежегодно Латгальский зоосад от жителей получал по 20 красноухих черепах, а Рижский зоопарк — в среднем по 25.
Биологи настоятельно просят не выпускать черепах на свободу. Во-первых, домашнее животное не готово к такой новой жизни, во-вторых — это удар по местной экосистеме, так как постепенно из одиноких черепах складывается мощная популяция. Лучше обращайтесь в Латгальский зоосад, чтобы сдать черепаху, а если заметили ее в природе, то постарайтесь сразу же сообщить специалистам о находке.
Как уже писал Rus.lsm.lv, в Латвии насчитывается свыше десятка так называемых инвазивных видов — чуждых нашей геоклиматической зоне растений и животных. На уровне ЕС принята директива о пресечении размножения инвазивных видов и борьбе с ними, согласно которой каждая страна-участница Евросоюза должна начать с того, чтобы составить собственно список «пришельцев», а затем уже наметить меры, которые против них предпримет.
В Латвии, как признали специалисты, чуждых видов может насчитываться несколько десятков. Одним из лучше всего акклиматизировавшихся в местных условиях привозным хищником, например, является американская норка.
Кроме того, еще в 2018 году специалисты Даугавпилсского университета вместе с коллегами из Управления природоохраны разработали план мер по ограничению активности еще одного агрессивного «новосёла» — испанского слизня. Главное, чтобы слизней уничтожали планомерно и чтобы это делали не только владельцы индивидуальных огородов, подчеркивают специалисты. Население краев, где обнаружен испанский слизень, просят сообщать об этой находке на портал dabasdati.lv, в Центр образования и консультаций на селе и Управление природоохраны, которое тоже собирает данные об инвазивных видах. Сообщения об обнаружении испанских слизней можно слать на э-почту: [email protected], указав по возможности точнее место их обнаружения, свою контактную информацию и прислав фото вредителя.