Человек в новостных заголовках: специалист по борьбе с отмывкой капиталов Том Платацис

Обратите внимание: материал опубликован 3 года назад

Чтобы не быть включенной в серый список из-за проблем в финансовом секторе, Латвии следовало доказать свою способность бороться с легализацией теневых капиталов перед двумя контролирующими организациями. Том Платацис из Службы финансовой разведки (FID) был одним их тех людей, которые позаботились, чтобы заключения обеих организаций были благоприятными для Латвии, сообщает Latvijas radio.

Darbs līdz spēka izsīkumam un nozīmīgs rezultāts visai valstij. Toms Platacis par Latvijas «Moneyval» eksāmenu
00:00 / 00:00
Скачать

Выступить с аргументами в руках латвийской стороне предстояло перед экспертной комиссией ЕС Moneyval, оценивающей законы государства, и рабочей группой по финансовым сделкам (FATF), которая смотрит, как законы работают в жизни.

Служба финансовой разведки, сотрудничая с учреждениями других стран, провела большую работу и подготовила два доклада — о техническом соответствии и об эффективности процесса предотвращения отмывки нелегально приобретенных средств. Хорошие новости из Парижа, что Латвию не включат в серый список (что было чревато санкциями и проблемами в привлечении инвестиций), прозвучали в масс-медиа 21 февраля с.г. Но предшествовали этому многие часы работы.

После парижского пленарного заседания FATF премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш и начальник Службы финансовой разведки Илзе Знотиня выразили удовлетворение достигнутым положительным решением. С тех пор как была высказана критика в адрес Латвии со стороны Moneyval, на тот момент прошло больше полутора лет. И один из сотрудников службы, приложивший руку к обоим многостраничным докладам, от которых этот благоприятный исход зависел — Том Платацис, начальник отдела стратегического анализа FID.

«Служба финансовой разведки была тем учреждением, которое координировало и обобщало сделанное другими учреждениями в одном документе — и в техническом докладе, и в докладе об эффективности. Я был тем, кто обобщал присланные коллегам из других ведомств ответы и пояснения. По максимуму, исходя из наилучших возможностей помогал коллегам улучшать еженедельные отчеты и пояснения. Тогда мы и были теми, кто нажимал кнопку «отослать» каждый из тех двух отчетов», — вспоминает специалист.

Был, по его наблюдению, во всем этом и элемент удачи: в Париже «латвийский вопрос» фигурировал в повестке FATF во второй половине дня, и Платацис с начальницей Службой финразведки Илзе Знотиней планировали утром подготовить речь в гостинице, но затем переиграли всё и решили поехать на место сразу, с утра. Подготовиться уже там.

«И хорошо, что так! Потому что в тот момент, когда мы вошли в помещения FATF, выяснилось, что, никого не оповестив, рассмотрение нашего доклада поставили пунктом первым в повестке дня. И только по счастливому совпадению мы были там. Так что уже в пятницу 21 февраля мы и получили подтверждение с этого пленарного заседания, что Латвия не включена в так называемый серый список.

У меня улыбка была до ушей. Это была самая первая реакция. И определенно не сразу удалось осознать, что случилось».   

Понимание масштабов произошедшего пришло потом, когда газеты и новостные порталы запестрели заголовками. Было ли ощущение, что присутствуешь при историческом моменте?

«Пока точно еще нет. Есть ощущение, что сделано что-то хорошее, что повлияет на будущее шире, чем проделанная повседневная работа. Но учитывая, что специфика работы сейчас не изменилась, и я работаю над сходными процессами, пожалуй, есть ощущение продолжения.  Но я убежден, что через несколько лет, через полтора десятка, оборачиваясь в прошлое, буду чувствовать, что сделано нечто значительное», - говорит Том Платацис.  

Он рассказал, что и раньше работал в частном секторе над крупными международными проектами, но это было несравнимо:

«Эти последние несколько вечеров, когда видишь в служебных помещениях и пишешь доклад — ощущение было немного сюрреалистическое от позитивного волнения, которое создавала ответственность, что все в твоих руках. Конечно, я был не единственным, кто этот доклад читал или разрабатывал».

Как сообщал Rus.lsm.lv, с критической оценкой способности латвийских учреждений предотвращать отмывку нелегальных капиталов и бороться с финансированием терроризма выступили в августе 2018 года эксперты европейского экспертного комитета Moneyval. В латвийской банковской сфере было выявлено много проблем, связанных с легализацией незаконно приобретенных средств. Латвии, чтобы не подвергнуться санкциям ЕС, следовало вовремя выполнить ряд рекомендаций по улучшению контроля над кредитными учреждениями. Премьер-министр Кришьянис Кариньш по этому поводу заявил, что сфере банковского надзора требуется «не косметический, а капитальный ремонт».

Глава Службы финансовых расследований Илзе Знотиня выражала опасения в связи с риском для Латвии не выполнить в срок полученные ею от экспертной комиссии Евросоюза Moneyval рекомендации по улучшению ситуации в финансовом секторе. Но позже она заявила, что отклонения от сроков если и будут, то небольшие. 

В результате Moneyval улучшил оценку Латвии по выполнению 11 рекомендаций.

За непродолжительное время в Латвии закрылся уже ряд банков, в числе последних — ABLV и PNB. И прогнозируется, что такая же судьба угрожает еще нескольким. Глава Комиссии по рынку финансов и капитала Санта Пургайле допускала, что прекратить свое существование могут те банки из числа ориентированных на иностранных клиентов, которым не удастся успешно трансформировать свою бизнес-модель. По предварительной оценке, около трети коммерческих банков Латвии находятся в зоне риска.

В сентябре 2019 года на заседании подкомиссии Сейма по вопросам надзора за финансовым сектором прозвучало признание, что банки со скрипом меняют прежние стратегии, отказываясь от обслуживания большого числа нерезидентов и подыскивая новые ниши для бизнеса. Годом позже Илзе Знотиня указала, что хотя финансовая безопасность в стране в целом за последние годы улучшилась, предстоит еще многое сделать.

Как писал Rus.lsm.lv, премьер-министр Кришьянис Кариньш (Новое Единство) не так давно заявил в интервью LTV, что латвийскому финансовому сектору пора прекратить только и заниматься тем, что искать «черные деньги», и больше внимания банкам стоит начать уделять развитию. Президент Банка Латвии Мартиньш Казакс признал, что банки и регуляторы в борьбе с «грязными деньгами» впали в крайность и осложнили жизнь честным предпринимателям. Премьер-министр Кришьянис Кариньш также заявил, что банки предпочитают вообще не брать на себя риски, что мешает притоку инвестиций в страну. На это Знотиня возразила, что у Латвии нет другого выбора, если только она не собирается строить свою экономику на преступно нажитых деньгах.

Rus.lsm.lv уже сообщал, что предприниматели недовольны тем, что банки неохотно их кредитуют и, что еще хуже, вообще порой отказываются открывать им счета или закрывают существующие. Представители же банковской отрасли объяснили ситуацию действующим правовым регулированием.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное