Брюссельский латыш Петерис Анцанс стал земессаргом и каждый месяц ездит на учения

Обратите внимание: материал опубликован 8 лет назад

«Я благодарен, что у меня есть такая возможность», — говорит 34-летний Петерис Анцанс, который каждый месяц покидает Брюссель, чтобы принять участие в учениях Земессардзе в Латвии. 2014 год и российская агрессия на Украине были теми событиями, которые повлияли на его решение вступить в ряды ополчения, рассказывает Latvijas Radio.

Бывший дипломат в посольстве Латвии в Узбекистане, с опытом работы в других странах, в том числе в Афганистане. Сейчас, в Брюсселе — частный предприниматель в сфере информационных технологий, Петерис Анцанс уговорил вступить в ряды Земессардзе и своего брата, врача. Петерис не единственный, кто на учения в Латвию приезжает из-за границы.

Латвийское радио побывало в гостях у семейства Анцансов в воскресенье. Петерис, его жена Даце и их дочь Эльза-Анна, которой скоро исполнится два года, живут в тихом районе Брюсселя, за пределами шумного центра. Вскоре в семье ожидают появления сына. Даце и Петерис — одноклассники, но встретились через 11 лет после окончания школы в Брюсселе. Тогда Даце работала юристом-лингвистом в Совете Европейского Союза, а Петерис был дипломатом в представительстве Латвии в ЕС. Сейчас он предприниматель. Накануне глава семьи вернулся из Дублина, с конференции Web Summit 2015, где представлял продукт своей компании Sapere Aude — систему опросов Balti Dati. Для кого-то неделя, проведенная в поездке, была бы сумасшедшей, однако для Петериса это привычное дело. Уже год он каждый месяц летает из Брюсселя в Латвию, чтобы принять участие в учениях Земессардзе. Так он решил в 2014 году, когда Россия начала военные действия на Украине:

«Это были серьезные раздумья о том, что и как могло случиться и развиваться.

Весной 2014 года — я достаточно хорошо помню это чувство — однажды вечером сидели с ребятами здесь, в Брюсселе, играли в покер. Ощущение было неприятное, граничащее с тем, что через пару месяцев — в июне, июле, возможно, придется рыть окопы в Вецриге. Довольно мрачное и нехорошее было чувство.

Наверное, преувеличенное, но на тот момент достаточно адекватное. На этом фоне было ясно, что я не останусь в Брюсселе, я поеду и буду драться.

Мне нравится наша Латвия. Там много хорошего. Многое нужно привести в порядок (..), но в целом мы на правильном пути и нас ожидает светлое будущее. И Латвия — это то, за что стоит бороться».

«Тогда я не умел ни метать гранату, ни заряжать оружие, так что понял — захоти я помочь, стал бы скорее помехой для нашей обороны», — говорит Петерис. По его словам, сначала он не верил, что его участие в Земессардзе возможно — ведь он находится за 2000 километров, в Брюсселе! Однако оказалось, что он не будет первым живущим за рубежом земессаргом — люди приезжают из Норвегии, Германии, Англии.

Это подтверждает и капитан Мадис Биете, командир роты 17-го батальона противовоздушной обороны Земессардзе. По его словам, есть много ополченцев, живущих в других странах. Обычно они участвуют в учениях, когда находятся в Латвии, но у них это выходит не так часто.

У тех, кто вступил в Земессардзе после агрессии России на Украине, совсем другая мотивация. «Они знают, на что идут. И приходит не только молодежь. У них уже есть убеждения. Петерис получил высшее образование, у него есть семья и дети, и он знает, чего хочет и что чувствует. И у него совершенно ясная цель», — говорит офицер.

Полноправный пехотинец 17-го батальона противовоздушной обороны,

Петерис за все время пропустил учения лишь дважды.

Больше всего его удивило, сколько теоретических знаний необходимо получить. По его словам, стрельба — это лишь малая часть процесса. Прежде всего ополченцев учат выживанию в сложных условиях. В лесу, например, Петерис теперь чувствует себя как дома.

«Обычно изучаем теорию в классе, например, работу с рацией, связь, компас, ориентирование по карте. А потом выходим на территорию батальона или на машинах отправляемся в другое место, в указанную зону учений, и выполняем различные тренировочные задачи, осваиваем ориентирование на практике. Затем возвращаемся и изучаем новые навыки. Наступает вечер, темнота, ночь, и мы выбираемся выполнять то же ориентирование ночью», — рассказывает Петерис.

Форма и остальная экипировка Петериса хранится в Юрмале, у родителей. Выбор сына они полностью одобряют, к тому же Петерис не единственный ополченец в семье — в ряды Земессардзе вступили его братья — родной, врач Артур Анцанс, и двоюродный — сотрудник банка Янис Скуиньш.

На вопрос, готов ли Петерис умереть, он отвечает:

«Я готов сражаться. Думаю, умирать не готов никто».

В ополчении, отмечает мужчина, люди разные, но всех их объединяет любовь к родине:

«Это то, что твое — твоя страна, принадлежность к твоей стране и нации. (..) Почему мы живем в Латвии? Потому ли, что просто так вышло, или мы живем в Латвии потому, что мы хотим там жить? Хотим ли мы быть независимыми и свободными? Я знаю, что хочу быть свободным, что свою личную, свою латышскую идентичность я лучше всего могу реализовать через принадлежность к свое нации, обществу, частью которого я являюсь, и через свое государство. И это то, что я готов защищать.

Я повторяю — никто не готов умереть, никто этого не хочет. Но готов ли я до конца защищать то, что я люблю? Да, да, я готов».

В этом году государственный праздник 18 ноября он отметит в Брюсселе, вместе с семьей — в любой момент на свет может появиться малыш, и это сейчас самое важное.

«Было бы здорово приехать на парад, но не хотелось бы в это время узнать, что все началось», — шутят они с Даце. В Брюсселе у них нет родни, которая могла бы помочь. Но через два-три года Петерис с семьей хотят вернуться в Латвию, и

если «час икс» настанет, он будет знать и уметь все, что необходимо земессаргу.

Петерис считает, что сейчас в Латвии сравнительно безопасно. Рядом НАТО, но бдительность терять нельзя. В любом случае, 1940 год, по его мнению, больше не повторится.

«Если восточный сосед нападет на нас снова, я бы хотел, чтобы Эльза могла потом сказать, что ее отец был там и умело сражался — как зверь, как черт, за то, чтобы Латвия была свободной», — говорит ополченец.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное