Как рассказал представитель Управления по делам гражданства и миграции Марис Горбунов, сейчас в Латвии десятки соискателей убежища ждут решения о предоставлении (либо непредоставлении) им статуса беженца или альтернативного статуса:
«На сегодняшний день в центре соискателей убежища в Муцениеки проживает 59 персон. В основном из таких стран, как Азербайджан, Пакистан, Нигерия, есть также персоны из России, Афганистана и Ирака. Они сейчас ждут решения [по своим делам]».
Дела рассматриваются в течение трех месяцев. Все это время в центре Муцениеки всем, кто там находится, помогают освоиться социальные работники. Они консультируют в вопросах поиска жилья, в вопросе медицинских услуг, обучения. Практическую помощь оказывают менторы — они буквально сопровождают беженцев в различные учреждения, рассказывает Алда Себере, руководитель отдела проектов Фонда интеграции общества:
«Мы называем менторов ангелами, которые помогают человеку понять, как мы тут живем, пойти вместе, например, в банк или документы оформить. Это наша помощь им — повседневная в течение трех месяцев, а если они потом получают статус, то на 12 месяцев».
Люди благодарны за помощь, говорит Себере, потому что важно, когда есть человек, который окажет поддержку в чужой стране:
«Конечно, это зависит от самого человека, но, насколько я разговаривала с соцработниками, менторами, они очень часто к ним приходят, часто по два-три раза в день — поговорить, спросить, как мне делать, куда поехать. Потому что если ты оказался в чужой стране, языка ты не знаешь, какие нравы, тоже, куда поехать, с кем разговаривать, как к доктору пойти... Они очень часто встречаются и просят помощи и совета. Они ценят, что есть друг или помощник».
Кстати, дети беженцев независимо от их статуса и статуса их родителей с началом учебного года приступают к учебе. В этом году в школу пошли 10 детей, пятеро — впервые в Латвии, а пятеро уже здесь какое-то время живут и в школу ходят не первый год. Кроме того, Фонд интеграции общества проводит для беженцев обучение латышскому зыку. И тут многое зависит от желания самих прибывших, признала Алда Себере:
«Если у него уже есть знания какого-то языка — ему, конечно, легче. Люди, которые к нам приехали, например, из России в поисках убежища — у них уже есть образование, часто высшее, и им, конечно, легче научиться. Конечно, это другой язык, и мы слышали, что латышский язык очень красивый, но выучить его не так легко — но те, кто хотят, могут! А те, у которых нет этого опыта изучения, им труднее. Но есть люди, которые очень усердно идут и учатся».
Конечно, в Латвии мало осталось тех, кто ранее прибыл по евросоюзной программе перемещения беженцев. Всего несколько семей. Например, в Елгаве проживает на сегодня только семья сирийцев из пяти человек — у них альтернативный статус. Работают, дети учатся. Самоуправление помогает в рамках своих возможностей, рассказала руководитель елгавского управления социальных дел Рита Стуране:
«Это меры социально-экономического характера. Самоуправление обязано оказывать социальную помощь всем, живущим на его территории. Что мы и делаем».
По словам Стуране, помощь оказана, чтобы у детей беженцев было все необходимое — питание, возможность учиться, пользоваться общественным транспортом. Семья получила всё, на что имела право претендовать.
Между тем, государство компенсирует самоуправлениям расходы на социальную помощь беженцам. Елгавскому самоуправлению на эти цели было выплачено за 2018 год 1373 евро.
Рижскому самоуправлению — значительно больше, 4840 евро. Как рассказала представитель департамента благосостояния Рижской думы, самоуправления предоставляет помощь всем тем кто задекларирован на его территории Линда Сауса, независимо от того, беженцы это или нет:
«Любой рижанин может получать социальную помощь, услуги и пособия. например, пособие на здравоохранение или квартирное пособие. Или гарантированный минимальный доход. Если у этой семьи есть дети, они могут получить услуги кризисного центра или временное жилье. Ребенка также могут направить в дневной центр. там дети социализируются, участвуют в разных проектах, занятиях».
Сауса рассказала, что люди, которым приходится помогать — из самых разных стран, но какой-то особой тенденции, свидетельствующей о волне беженцев, нет.
«Число невелико — это у нас не тенденция. Например, что касается дневного центра, могу сказать, что в этом году дети с таким статусом его не посещают. А в прошлом году был один ребенок, который посещал, и довольно длительное время, и получал все услуги».
В целом за прошлый государство компенсировало самоуправлениям расходы на беженцев на сумму 8 тысяч 399 евро. Компенсацию получили четыре самоуправления: рижское, юрмальское, елгавское и ропажское.