Антрополог: ключ к решению демографических проблем – создание стабильности

Обратите внимание: материал опубликован 9 лет назад

Согласно статистике, в 1990 году население Латвии достигло своего пика – 2 млн 700 жителей. По данным за текущий год, теперь нас всего 1,97 миллиона. Провальная демография: почти минус 750 тысяч за 24 года. Причины на поверхности: низкая рождаемость, трудовая эмиграция (смертность уже в меньшей степени) приводят к старению нации и ее численному сокращению. Ключ к решению этой проблемы – в создании стабильности, говорит социальный антрополог Латвийского университета Айвита Путниня.

Не сиюминутные бонусы за рождение младенцев, не какие-то декларируемые в преамбулах к Конституции «семейные ценности», а нормально оплачиваемые рабочие места в достаточном количестве – вот чего людям не хватает больше всего. Это показали опросы общественного мнения, заявила Путниня в телепередаче LTV7 «Актуальный вопрос».

«Я думаю, это такой присущий обществу страх. Он был и в 30-е годы. Мы изображаем наше общество, народ как единое тело, которое-де умирает и не возрождается. Это страх потери культуры, жизненной силы, как принято было говорить в прошлом веке. Интересно, как мы смотрим на этот вопрос [сокращения численности населения]», - говорит эксперт.

Если сравнить с другими европейскими государствами – там рождаемость является четким индикатором того, хорошо ли людям жить, напомнила она. И там больше думают о том, каково в стране качество жизни. Рассуждают ведь так: собираемся ли мы здесь рожать и растить детей и что нужно, чтобы помочь семьям сделать такой выбор. Когда среда способствует рождению ребенка – тогда и эти показатели выше.

«Но у нас дело обстоит немного по-другому. И я думаю, что это проблема. Посмотрите: в конце 80-х рождаемость в Литве, Латвии и Эстонии была примерно на одном уровне. И мы можем четко видеть, какую роль тут играет государственная семейная политика, - подчеркивает антропролог. - В Эстонии она очень инновативная, направленная на нужды общества, они смотрят на реальные группы, изучают их реальные нужды, они регулярно оценивают качество этой политики – и у них рождаемость выше, чем даже у литовцев.  У литовцев – более консервативная семейная политика, но Латвия, например, во время кризиса оказалась единственной европейской страной, которая вообще убрала всё, что она ранее дала семьям и детям. У нас не было вообще никакой программы для семей во время кризиса».

Путниня допускает, что это влияет на поведение потенциальных родителей не только во время кризиса, но и теперь. Можем ли мы полагаться на государство, если разразится какой-то новый кризис? - думают люди. Смогут ли они выжить, если у них будут дети?.. Жители Латвии стали явно осторожнее, чем литовцы или эстонцы, потому что соседи больше могут положиться на свои государства.

Но тут причина не только в политике государства – а люди и в целом теперь научены кризисом. И еще респонденты в исследованиях общественного мнения говорят: дело не только в том, что в Латвии низкие зарплаты, не поэтому люди уезжают. Там, в Европе, лучше среда на рабочем месте как таковая, поясняет специалист. Опрошенные латвийцы признают, что считают свои рабочие места на родине очень ненадежными.

«Люди не чувствуют себя хозяевами своей жизни при такой работе, они опасаются, что эта работа может быть отнята, а есть даже те, кто говорит: лучше поменьше зарплату, но чтоб точно удержаться на работе. И они очень, очень опасаются нестабильности. Всё это в  совокупности и объясняет, почему у нас всё немного по-другому, чем в других Балтийских странах», - говорит Путниня.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное