«Во-первых, нужна помощь в размотке по асфальту дорожек из фольги, в установке и зажжении более тяжелых свеч, нужен тот, кто присмотрит, чтобы свечи не опрокинул ветер, не погасил дождь и снег. Приносите с собой длинные зажигалки, потому что ветер задувает свечи», — пишут организаторы.
Добровольцев просят прибыть к 17 часам, чтобы в 18 часов уже можно было зажечь первые свечи.
«Второе дело – дежурства. Еще не было ни одного теплого 30 ноября, и мы хотели бы посменно присматривать за свечами, отвечать на вопросы, помогать убирать. В котором часу вы могли бы подежурить час? 19:00, 20:00, 21:00, 22:00 (кто-то из организаторов тоже будет все время рядом)?
Третье дело – уборка начиная с 23 часов. Чем больше участников, тем быстрее у нас это получится.
Если есть какие-то вопросы, спрашивайте на ФБ, пишите на э-почту: [email protected] или звоните по тел. 28293474 (Лолита)».
Как сообщал Rus.lsm.lv, траурная церемония со свечами вечером 30 ноября стала уже ежегодной традицией в Риге. 30 ноября и 8 декабря 1941 года нацисты и их местные пособники устроили масштабные акции массового уничтожения евреев в лесу Румбулы. Там были вырыты большие ямы. Нацисты использовали так называемый метод сардин, когда жертв заставляли раздеваться и ложиться в яму, после чего их расстреливали. Здесь оборвались жизни более 25 тысяч человек — обитателей Рижского гетто и евреев, специально привезенных из Германии.
Как уже писал Rus.lsm.lv, в 1941 году с участием подразделений латвийской полиции (но без батальонов и без тех сил, что были задействованы для оxраны концентрационного лагеря Куртенхоф в Саласпилсе) было совершено крупнейшее в истории Латвии массовое убийство.
«Эти события произошли на земле Латвии, и в них участвовали и наши люди. (...) Сотрудники рижской полиции должны были участвовать [в акции] — оцеплять гетто, выталкивать людей [из домов], гнать их 8 километров в Румбулу, вести по этой тропе смерти (...) до больших ям, которые вырыли русские военнопленные», — заявила в 2002 году на открытии мемориала на месте расстрела тогдашняя президент Вайра Вике-Фрейберга.
В конвоировании жертв в Румбулу 30 ноября 1941-го были массово задействованы рижские полицейские, но, как указывает историк Улдис Нейбург, большинство из них ничего не знало о цели акции.
По словам другого историка Карлиса Кангериса, в изгнании людей из гетто 30 ноября была задействована даже еврейская полиция самого гетто. В следующем расстреле, 8 декабря, активнее участвовала «команда Арайса» — одно из подразделений Латышской вспомогательной полиции безопасности SD, названная так по имени своего командира Виктора Арайса. Арайсовцы выгоняли евреев из домов в гетто, охраняли и отнимали иx вещи на месте казни в Румбуле, указывает Улдис Нейбургс в своей книге «Господи, твоя земля горит».