Если смотреть на внешние угрозы, по оценке Сигиты Струберги, «вопрос РФ есть и останется». И в этом плане Латвия заинтересована в либеральном мировом порядке, который защищает права маленьких государств, в то время как такие страны, как РФ, говорят, что никаких прав у этих стран нет.
Однако вопрос кризисов — гораздо шире, чем только военная угроза.
«Если смотреть очень упрощенно, важно не только справиться с кризисом, но и восстановиться после него. Мы достаточно часто рассматриваем, каким будет механизм действий при том или ином кризисе. Но это могут быть разные сценарии, не только военный, на котором сейчас концентрируется большинство дискуссий. Это могут быть потопы, как в Екабпилсе или Елгаве. Бури. Дрон — где мы до сих пор продолжаем обсуждать, как мы отреагировали, насколько это напугало общество, насколько мы объяснили произошедшее и чему научились, чтобы стать лучше», - пояснила Сигита Струберга.
Говоря о военных сценариях, Струберга подчеркнула: пятая статья о коллективной обороне работает, хоть и запускалась один раз в истории — после террористической атаки 11 сентября. «Но все видели объединение стран и единую реакцию. И мы видим реакцию НАТО после 2022 года — видим новые планы обороны стран Балтии, желание защитить весь восточный фланг. Мы видим у нас — канадских военных, в Литве — немецких военных. Другой вопрос — где та линия, после которой начинает действовать пятая статья», - сказала Струберга, призвав не забывать и о третьей статье, которая гласит, что в первую очередь страны должны реагировать на угрозу сами — и «никто за нас эту домашнюю работу не сделает».