Уникальный хор детей с особыми потребностями готовится к важному концерту

Уже совсем скоро, 9 декабря, состоится ежегодный рождественский концерт, благотворительная акция «Nāc līdzās». Дети с инвалидностью выйдут на одну сцену со звездами латышской эстрады и исполнят песни дуэтом. Необычное мероприятие впервые прошло почти 30 лет назад и с тех пор выросло в масштабное, традиционное событие, которое ждут с нетерпением. Именно благодаря этой акции в Латвии появился хор людей с разной инвалидностью, рассказывает передача «Новый день» на LSM+.

Почти 30 лет назад Сарма Фрейберга начала работать с детьми с инвалидностью. Организовала первый благотворительный концерт «Nāc līdzās», где такие дети выступали с известными музыкантами. Мероприятие стало ежегодным, Сарма открыла одноименный фонд и основала хор из особых хористов

«Такого хора, где поют вместе люди с самыми разными функциональными нарушениями, нет ни в Латвии, ни в Балтии — нигде. Мы думаем, что во всей Европе нет. И даже в мире. Есть хоры незрячих или неслыщащих, где у хористов какое-то одно функциональное нарушение. Там дирижер знает, с какой спецификой нужно работать. А у нас — совершенно разные люди —  с душевными расстройствами, с физическими расстройствами, с расстройствами аутического спектра, незрячие. В общем, мы очень разные», — рассказывает Сарма.   

Каспар — один из самых первых участников хора. Он практически не видит, но каждое воскресенье приезжает на репетицию в Ригу аж из Балви.

«Мне помогают дойти до автобуса. Сажусь в него самостоятельно. Сам дохожу сюда и назад еду сам. Но здесь всегда кто-то поможет дойти до автобуса. У меня белая трость. Без нее было бы трудно», — делится Каспар.

Элизабете тоже каждый раз преодолевает большие сложности чтобы попасть на репетицию. Помещения хора находятся на втором этаже. Подъемника нет. Помогает ее отец Эдгар.

«Она сама встает, держится за перила и медленно идет. Я помогаю ей подниматься. Сначала на один пролет. Потом пауза. Потом другой. Потом я заношу наверх коляску», — говорит мужчина.

Для Элизабете музыка — вся ее жизнь. Кроме хора, никаких других возможностей социализироваться у нее нет.

«Музыка у меня в сердечке. Моя радость, мое хобби. Дома слушаю музыку, устраиваю концерты», — признается девушка.

Папа сначала просто помогал дочери попасть в репетиционный зал, а потом ему тоже предложили присоединиться — мол, чего в коридоре сидеть. Он согласился и втянулся. Теперь поет. Так же, как и Илзе, мама Катрины. Это место стало особым для обеих.

«Это очень поддерживающая среда. Ты вместе с людьми, которым ничего не нужно объяснять, ничего не нужно доказывать, почему и что ты делаешь. Они все понимают. Мы все здесь расслабляемся — и дети и родители.

В обычной жизни нужно следить, чтобы наши дети не навязывали своего, чтобы были приняты в обществе, чтобы их не боялись», — объясняет Илзе, почему это место особенное. 

Все участники хора чувствуют себя здесь как дома. Здесь никто не тычет в них пальцем, не считает странным.  их воспринимают такими, какие они есть.  В большом мире, к сожалению, это очень часто не так

«Например, был случай, когда прямо за мной стояли девушки и обсуждали меня. Неужели они не могли у меня лично спросить, что со мной? А они обсуждали, притом делали какие-то совсем не правильные выводы. Наверное, думали, что я по-русски не понимаю. Это было обидно», — рассказывает Анна. Она новая участница хора. У нее инвалидность с детства: поражен спинной мозг. Петь хотела всегда, но найти хор, куда бы ее взяли, не могла. Сегодня не каждый согласиться брать в коллектив человека с инвалидностью.

«Я замечаю, что дети, о которых заботятся взрослые очень вырастают. Пока они учатся в школах, пока с ними работают учителя, они очень развиваются. Но когда школа заканчивается, многие остаются одни, — отмечает Сарма Фрейберга. — Наши дома культуры еще не готовы работать с такой аудиторией. И я их не виню. Никто не умеет. Они занимают много времени, нужно больше времени делать одно и то же. Результат очень хороший, но работы нужно вкладывать намного больше».

Сарма вспоминает, что когда они начинали, было страшно. Никто не знал, как работать с такими хористами. Всё делали по наитию. И добились больших успехов. Хор выступает даже на Празднике песни.

«Обычно нас воспринимают очень хорошо. Очень. Не буду скрывать,

наш хор действительно хорошо поет. На прошлом Празднике песни мы освоили весь репертуар группы Б. Участвовали в обоих концертах, жюри вручило нам первую ступень с высокими баллами и, когда мы уходили, аплодировали стоя»,

— не скрывает гордости за подопечных Сарма. 

За успехом стоит тяжкий труд. Помимо многочасовых репетиций каждый из участников работает с педагогом по вокалу. Валда Дзене ставит хористам голос, улучшает дикцию, артикуляцию, учит правильно дышать

«Я бы не сказала, что с ними были большие проблемы. Они лучше слышат. Они слышат больше, чем нормальный человек. В основном они очень смелые. Их сто раз не надо просить "пойди на сцену, спой". Они уже бегут. С такими очень легко работать. Они не комплексуют. Они просто очень хотят петь», — отмечает она. 

Для дирижера Камилы Силини работа с особенным хором — вызов для самой себя. Методичек, как работать с людьми с такими разными диагнозами, нет. Приходилось искать инструменты самой путем проб и ошибок.

«Даже элементарно, чтобы показать вдох, чтобы начать песню, я либо отсчитываю целый такт, либо очень громко дышу. Для обычных людей достаточно просто рукой показать, а тут надо другие по-другому. Работать нужно медленнее, больше повторять, говорить спокойнее, быть терпеливым. Ни в коем случае нельзя кричать, как часто делают некоторые дирижеры», — подчеркивает дирижер.

Впрочем, повода повышать голос не возникает. Когда особые ключики к хористам подобраны, работа идет, как по маслу. Потому что упорства этим людям не занимать: они знают, что такое, каждый день преодолевать трудности, в этом им нет равных.

«Для них хор — это всё. Родители рассказывают, что они горят этим, постоянно спрашивают, когда будет хор, повторяют слова песен, записывают на диктофон репетиции и переслушивают их дома. Это он многом говорит»,

— делится Камила Силиня.

Камила и Валда учат особых хористов петь. Но хористы их учат чему-то очень важному.

«Я учусь быть терпеливее, добрее, радоваться мелочам», — говорит Камила.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное