«Подозрительно для всех, но не для суда». После смерти отца сын лишился квартиры из-за странного завещания

Сын узнает, что за шесть лет до смерти отец завещал квартиру совершенно незнакомому человеку. Сам владелец недвижимости завещания не писал, но суд признал его законным, и, хотя истина кажется очевидной, доказать, что документ подделан, невозможно. В таком незавидном положении оказался Марис Шпандегс, рассказавший свою историю программе Латвийского телевидения 4. studija.

Зная, что он единственный законный наследник, сын с оформлением наследственных формальностей не спешил и обратился к нотариусу только через год после смерти отца. Однако оказалось, что Мариса обогнали — за шесть лет до смерти отец в частном порядке завещал трехкомнатную квартиру практически незнакомцу. Завещание заверили два человека, неизвестные ни Марису, ни семье.

Завещание на половине листа

«Как ни странно, завещание было составлено на половине листа формата А4, что абсолютно недопустимо при написании таких серьезных документов. Почему оно должно быть написано на половине?» — недоумевает Марис.

Причем завещание было написано не рукой владельца недвижимости, он поручил его составление тому, кому, собственно, и завещал свою трехкомнатную квартиру - некоему Арвиду. Причем, подпись отца Илмарса Шпандегса весьма странная, создается впечатление, что вокруг нее описана заключительная часть завещания.

«Мой умерший в 2019 году отец писал до последнего дня своей жизни, каждый день подписывал документы», — подчеркнул Марис. — Поэтому у него не было необходимости, когда дело доходило до частного завещания, просить кого-то написать что-то за него».

Однако и суд, и полицию — ведь в начале было возбуждено уголовное дело, которое закрыли — такое внезапно появившееся завещание, составленное в 2013 году, полностью убедило. Причем, с мая 2014 года подобные завещания, написанные не собственноручно наследодателем, уже недействительны, но изменения Гражданского закона не распространяются на уже составленные документы.

Две квартиры по одной схеме

Марис встретил наследника квартиры лишь однажды, в гостях у отца. Как оказалось, примерно на месяц отец помог Арвиду, позволив ему жить с ним.

«Когда отец был жив, я встретил его однажды, когда пришел в отцовскую квартиру. Я спросил отца, что он за человек? Отец сказал — не бери в голову, я тебе потом расскажу, — рассказал Марис. — Я так понимаю, Арвидс каким-то образом нашел подпись моего отца на другом документе, а потом просто то ли скопировал, то ли что там было, сделал такую ​​фиктивную страницу».

Есть информация, что Арвидс окончил юридический факультет Полицейской академии и, по мнению Мариса, смог использовать свои знания о пробелах в законе.

У мужчины есть фото самого Арвидса и двух свидетелей. Один из них — гражданин России, которому Марису пришлось предоставить переводчика во время одного из судебных заседаний, чтобы человек мог понять, о чем идет речь. Странно, что в суде не возник вопрос, как этот не говорящий по-латышски человек мог прочитать завещание, составленное на латышском языке. Сам Арвидс не присутствовал ни на одном из нескольких судебных заседаний и в настоящее время избегает общения. Его не видели даже на постоянном месте жительства, которое находится рядом с доставшейся по наследству квартирой.

«У этого суперпарня еще одна квартира в этом же доме прямо под квартирой моего отца появилась», — рассказывает Марис. — Точно по такой же схеме. Люди судились шесть лет, а в прошлом году перед Новым годом у них наконец была последняя инстанция; кассационный суд им отказал, и они ушли из этой квартиры».

Тот факт, что Арвидс, как утверждает Марис, имеет криминальное прошлое и побывал в тюрьме, не привлекло внимания во время судебного разбирательства. В суде Марис оспорил подпись своего отца на завещании, чтобы объявить его поддельным. Суд назначил экспертизу подписи.

Экспертный центр признал, что нельзя однозначно сказать, есть ли в завещании подпись отца Мариса. С другой стороны, Арвидс в частном порядке заказал еще одну экспертизу подписи, которая признала, что подпись в завещании на 100% принадлежит Илмарсу Шпандегсу.

«Суд принимает решение на основании не заключения назначенных им самим экспертов, а на заключении выбранных в частном порядке», — удивляется Марис и добавляет, что каждый думающий человек понимает, что произошло, но отнюдь не полиция и суд.

Он уже проиграл суд в двух инстанциях. В настоящее время готовится кассационная жалоба.

Адвокат: возможности узнать правду не исчерпаны

Программа попросила присяжного адвоката Евгения Шумейко прокомментировать ситуацию. После ознакомления с приговорами суда, по его мнению, не были исчерпаны все возможности добиться справедливости. Юрист признал, что такое завещание, вероятно, было составлено не в 2013 году, когда оно еще считалось законным, а позже, задним числом. «С октября 2021 года Госэкспертиза также предлагает экспертизу срока документов. Это может быть существенным и в какой-то мере, возможно, решающим в данной ситуации», — пояснил Шумейко.

Юрист подчеркнул, что не зря девять лет назад были внесены изменения в Гражданский кодекс, ведь частные завещания, написанные не рукой наследодателя, все чаще используются для хищения наследства.  

Пока гражданское дело не закончилось вступившим в законную силу решением суда, всегда есть возможность доказать свою правоту. «Это также зависит от конкретных обстоятельств дела, которые мне не известны, но мы должны надеяться, что и в этом случае Сенат правильно оценит соответствующее дело, потому что действительно есть основания для беспокойства, — сказал адвокат.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное