Останки многих узников рижского гетто, убитых нацистами и их приспешниками зимой 1941 года, лежат в братской могиле на Румбуле, и после них не осталось родных, которые могли бы зажечь поминальные свечи, поясняют организаторы — активисты онлайн-сообщества Rumbula - 83. Mēs atceramies, mums sāp. «Мы, теперешние рижане, не хотим забывать о тех рижанах еврейской национальности, чьи жизни пресеклись от рук убийц», отмечено в публикации.
Траурная же церемония в Румбуле — ее традиционно организует Еврейская община Латвии — состоится 29 ноября в полдень.
Как уже писал Rus.lsm.lv, в 1941 году с участием подразделений латвийской полиции (но без батальонов и без тех сил, что были задействованы для оxраны концентрационного лагеря Куртенхоф в Саласпилсе) было совершено крупнейшее в истории Латвии массовое убийство.
30 ноября и 8 декабря 1941 года нацисты и их местные пособники устроили масштабные акции массового уничтожения евреев в Румбульском лесу. Там были вырыты большие ямы. Нацисты использовали так называемый метод сардин, когда жертв заставляли раздеваться и ложиться в яму, после чего их расстреливали. Здесь были оборваны жизни более 25 тысяч человек — обитателей Рижского гетто и евреев, специально привезенных из Германии.
В конвоировании жертв в Румбулу 30 ноября 1941-го были массово задействованы рижские полицейские, но, как указывает историк Улдис Нейбург, большинство из них ничего не знало о цели акции. По словам другого историка, Карлиса Кангериса, в изгнании людей из гетто 30 ноября была задействована даже еврейская полиция самого гетто. В следующем расстреле, 8 декабря, активнее участвовала «команда Арайса» — одно из подразделений Латышской вспомогательной полиции безопасности SD, названная так по имени своего командира Виктора Арайса. Арайсовцы выгоняли евреев из домов в гетто, охраняли и отнимали иx вещи на месте казни в Румбуле, указывает Улдис Нейбургс в своей книге «Господи, твоя земля горит».
«Эти события произошли на земле Латвии, и в них участвовали и наши люди. (...) Сотрудники рижской полиции должны были участвовать [в акции] — оцеплять гетто, выталкивать людей [из домов], гнать их 8 километров в Румбулу, вести по этой тропе смерти (...) до больших ям, которые вырыли русские военнопленные», — заявила в 2002 году на открытии мемориала на месте расстрела тогдашняя президент Вайра Вике-Фрейберга.