Недавно министр здравоохранения Латвии Хосам Абу Мери предложил увеличить индивидуальную компенсацию за лекарства для онкобольных до 30 000 евро в год вместо нынешних 14 228 евро и создать специальный фонд онкологии. Эта идея была позитивно воспринята правительством и премьер-министром, однако пока непонятно, где брать деньги на эти инициативы.
Планы создания фонда борьбы с раком и увеличение суммы компенсации за лекарства — все это могло бы стать настоящим прорывом в лечении онкобольных, считает Ольга Валциня, однако пока никаких конкретных шагов в этом направлении нет. «Мы пока видели только публикации в прессе. Никакой конкретной информации, никаких документов пока нет».
Специалист рассказала, что в Латвии ситуация с доступом к лечению и лекарствам для онкобольных — одна из самых плохих в Европе.
То, что теперь предлагается увеличить сумму компенсации за лекарства до 30 тысяч — очень правильный шаг в сторону справедливости лечения. Однако, по словам Валцини, этих денег тоже может быть недостаточно, и тут большую пользу мог бы принести специальный фонд, где собирались бы деньги на лечение онкобольных.
Зачем же нужен такой фонд, если есть, например, платформа Ziedot.lv?
«Сейчас пожертвования собирают только те, кто согласны делать это в открытую. Но не каждый человек способен публично заявить: “У меня рак, помогите!» Людям сложно переступить психологический барьер и попросить о помощи. А пока они раздумывают и собираются с мыслями, драгоценное время бывает упущено», — говорит Ольга Валциня.
В Латвии нет культуры пожертвований, подчеркивает специалист.
«Если вы не знаменитость и не имеете каких-то громких достижений, если о вашем случае журналисты не говорят по всем каналам, то собрать на лечение большую сумму денег вам будет достаточно сложно».
Именно для таких случаев и нужен фонд, куда люди могли бы обращаться без лишней огласки.