Вся 100-летняя история Латвийского государственного центра радио и телевидения была связана с инновациями. В 1924 году центр был основан с целью внедрения радиовещания в республике в следующем году. Спустя 10 лет мы оставались на передовой внедрения технологий, и в 1956 году мы стали четвертым регионом на территории тогдашнего Советского Союза, где началось телевизионное вещание.
За последние десятилетия мы построили широкую инфраструктуру передачи данных на основе оптических сетей по всей территории республики, включая как магистральные сети, так и соединения от региональных центров и городов до небольших поселков.
Конечно, за последние десятилетия у нас было множество новых инициатив, таких как внедрение электронных подписей, включая решение e-paraksts mobile. Мы также активно развиваем технологии облачных вычислений, услуги в области кибербезопасности и квантовые технологии.
— Мы знаем, что в Латвии на какой-то стадии находится проект электронных документов или цифрового кошелька. Если сформулировать просто — что это такое?
— Да, мы участвуем в этом проекте. Европейский Союз принял решение, что так называемые цифровые кошельки должны начать функционировать уже с 2028 года. В настоящее время мы, совместно с пятью другими странами, реализуем пилотный проект. Мы уже тестируем совместимость технологий и взаимодействие между компаниями, чтобы внедрить этот цифровой кошелек.
На данном этапе нашими партнерами из финансового сектора является SEB банк, а также CSDD, если говорить обо всем, что связано с регистрацией автомобилей и водительскими правами. Среди академических партнеров в проекте участвует Рижский технический университет.
Эта система создается по трем основным причинам. Во-первых, для отказа от физических документов, таких как бумажные водительские удостоверения или документы об образовании. Цель в том, чтобы эти документы были доступны в смартфонах. При предъявлении этих цифровых документов через цифровой кошелек они будут приниматься как оригиналы. Это первый ключевой момент.
Во-вторых, в современном мире часто бывает так, что при предъявлении документа запрашивающая сторона получает гораздо больше информации, чем ей действительно нужно. Например,
раскрываются данные, которые в конкретной ситуации совершенно излишни. Новая система будет предоставлять только необходимые данные, такие как год, месяц и день рождения, чтобы третьи стороны не имели доступа к лишней информации.
И, в-третьих, немаловажно то, что эта система повысит эффективность работы поставщиков услуг. Отсутствие необходимости предъявлять физический документ значительно сокращает количество операций и позволяет сотрудникам сосредоточиться на других важных задачах.
— Какие еще проекты сейчас у LVRTC?
— Если говорить об инновациях, то, помимо упомянутого цифрового кошелька, у нас есть значимый проект, связанный с квантовыми технологиями. В настоящее время мы разрабатываем национальную сеть квантовой передачи данных.
Сейчас основным ограничением является дальность передачи данных, но вместе с нашими партнерами, включая академические круги, мы активно тестируем эту технологию.
Наша конечная цель — обеспечить интеграцию национальной квантовой сети передачи данных с европейскими сетями.
— Как объяснить обычному зрителю, что это и зачем это нужно?
— Позвольте привести конкретный пример из повседневной жизни. Многие пользователи используют платформу WhatsApp для общения. Вы, вероятно, замечали уведомления о том, что передача данных между пользователями зашифрована.
Суть в том, что с развитием квантовых компьютеров данные, которые сейчас шифруются, если они где-то сохраняются, могут быть расшифрованы. Поэтому
ученые и практики, особенно в области защиты данных, работают над созданием квантовых криптографических ключей. Это необходимо, чтобы даже с развитием квантовых технологий передача данных оставалась защищенной, а сами данные — недоступными для расшифровки. Основной аспект здесь — обеспечение безопасности данных.
Если говорить о крупных проектах, то я хотел бы отметить один из значимых проектов в области безопасности. Мы работаем над внедрением технологий наблюдения и охраны на внешней сухопутной границе Латвии.
Кроме того, недавно Кабинет министров утвердил создание решений для оптимизации пересечения границы. В СМИ часто обсуждаются очереди грузовых автомобилей на внешних границах. Мы разрабатываем цифровую систему управления очередями, чтобы уменьшить заторы.
В перспективе процесс пересечения границы будет полностью цифровизован, что позволит значительно упростить и ускорить все процедуры.
— Еще одна важная тема — это рижская телебашня... Что планируется сделать в ходе ее реконструкции?
— Да, в контексте реконструкции телевизионной башни на Закюсале мы завершили фазу проектирования. Проект реконструкции был утвержден в строительном управлении Риги, и сейчас мы находимся на заключительном, втором этапе, который связан с тендером на строительство и реконструкцию. Этот этап должен завершиться в течение ближайших трех-четырех месяцев, ориентировочно в январе-феврале.
Мы надеемся на успешный, эффективный и положительный результат, и уверен, что в следующем году строительство начнется.
Если смотреть на наиболее видимую часть башни с расстояния, то можно сказать, что начиная с высоты около 40-50 метров и выше визуальные изменения будут минимальными. Однако, что касается нижней части, то публичная зона будет полностью реконструирована. Она будет современно обновлена, но самое важное для нас — с учётом предоставляемых нами услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий — будет полностью обновлена инфраструктура, включая современные инженерные коммуникации, замену лифтов, систем пожарной безопасности и другие элементы.
Что касается публичной зоны — то да, она также будет обновлена. Будут созданы смотровая площадка и так называемый skywalk, а также модернизированы конференц-залы, которые мы будем использовать для собственных нужд, но также предоставим их для бизнеса, особенно в контексте фокуса на ИТ-сектор.
— Ресторана не будет?
— Ресторан там был, мы это знаем. Но если речь идет о питании, то оно не будет соответствовать современным требованиям, особенно на высоте. Это дорогой, очень дорогой процесс. Поэтому мы сосредоточимся на нашей основной деятельности.