«Если проанализировать случаи, когда были допущены врачебные ошибки и пострадали пациенты, то в основном это происходит не по техническим причинам — это реже. Главный камень преткновения в случае врачебных ошибок — коммуникация», — сказала Айзсилниеце.
Коммуникация — это двусторонний процесс. Есть аспекты, которые могут улучшить врачи, но и пациентам стоит учитывать некоторые моменты.
«Очень важно, чтобы пациент понимал, зачем он идет к врачу, в чем заключается его проблема со здоровьем, проанализировать и понять, как она развивается.
Врачу гораздо проще, если пациент приходит и говорит: у меня болит живот, боли появились три недели назад, у меня болит утром или ночью, до или после еды. Боль усиливает это и это, мне становится легче, если я делаю то-то и то-то, у меня была такая-то боль или никогда не было», — поясняет Айзсилниеце.
Если пациент обращается к врачу впервые, то нужно также рассказать, чем он болел ранее. Кроме того, важно, чтобы пациенты спрашивали и о том, чем ранее болели члены семьи.
«Прежде всего, мы рекомендуем пациентам приходить на прием к врачу заблаговременно — за 10-15 минут до назначенного времени, чтобы перевести дух, настроиться на консультацию и поздороваться с персоналом. Это поможет немного расслабиться», — говорит он.
«Еще одна вещь, которую я вижу из своей ежедневной практики, — когда мы идем к врачу, возможно, нам следует записать основные вопросы, которые мы хотим задать. Часто возникает волнение, и мы забываем, чего хотим», — сказал врач.
Он также отметил, что пациент должен знать принимаемые лекарства. Эта информация доступна и врачам в электронной системе, однако иногда она может не работать. В этом случае специалисту потребуется время, чтобы найти нужные данные.
Мы очень ценим, когда у пациента собрана информация о лечении в хронологическом порядке и ее можно быстро посмотреть, сказал Дзалбс.
Эффетивное общение — ответственность и врача, и пациента. В то же время, отмечает Дзалбс, это самый большой вызов в семейной медицине. Зачастую поиск семейного врача — долгий процесс. И длится он до тех пор, пока пациент не найдет специалиста, которому сможет доверять.