…Во внутреннем дворике школы Līvupe дети праздновали Лиго — пели песенки, играли, рядом «горел» забавный костер из веточек и длинных полосок красной бумаги. Всё — как во многих других учебных заведениях Латвии в канун самого классного праздника в году. С одной лишь разницей — это были дети с особыми нуждами, с нарушениями душевного развития, за которыми нужен глаз да глаз… Четыре педагога на десяток таких подопечных — это немного, даже впритык. Причастные поймут.
К разговору Rus.LSM.lv пригласила председатель правления Общества родителей школьников основной школы Līvupe Дита Сикуринеца, к ней присоединились член правления Айя Балцере и Кристина Малиновска, также входящая в общество.
«Общество мы создали по одной-единственной причине — в Лиепае, да и в Латвии тоже — нет услуги по присмотру за детьми с душевными расстройствами во время школьных каникул. По нашему мнению,
специальные школы, подобно детским садам, должны работать круглый год!
Родители смогут спокойно трудиться, зная, что ребенок присмотрен и обихожен, обеспечена реабилитация, устраиваются какие-то мероприятия… Что он на летних каникулах не теряет усвоенных навыков. Если с такими детьми три месяца не заниматься, то осенью, когда они вернутся в школу, всё надо будет начинать сначала. Вот наше Общество и решило создать такую услугу в сотрудничестве с Центром развития школы и предложить родителям возможность как-то заполнить школьные каникулы», — рассказала Дита Сикуринеца.
Так родился проект «Летняя школа» — пилотный, на две недели июня. С детьми занимались, развлекали их, проводили реабилитацию, закрепляли усвоенное за учебный год. С ними работали специальные педагоги, логопеды, канистерапевты, реабилитологи, нянечки. Были занятия музыкой и арт-терапией, дети ездили в «Комнату ощущений»…
«Мы столкнулись и с финансовыми проблемами — для таких детей нужно большое число педагогов и нянечек. За их работу надо платить, за помещения тоже… В этом году мы провели “Школу” благодаря проекту Лиепайской думы по софинансированию НГО, средств хватило для девяти детей от семи до 17 лет. А на пожертвования и десятого ребенка пристроили», — говорит Дита Сикуринеца.
Общество родителей намерено и дальше участвовать в конкурсах на софинансирование.
«Можно сказать, что пилотный проект удался.
Для нас это всё было в новинку — и написание проекта, и привлечение педагогов, и всё остальное. Непросто было найти персонал, ведь нянечки, которые работают с нашими детьми в течение учебного года, тоже хотят отдохнуть. Часть денег была от родителей, иначе не получилось бы Школу провести.
Теперь мы понимаем, в каком направлении двигаться дальше»,
— говорит Айя Балцере.
Самое главное, с сожалением признает Дита Сикуринеца — не удалось обеспечить пребывание в лагере хоть для одного ребенка четвертого уровня ухода: каждому из них нужна своя нянечка. Банально не хватило средств, так что эта цель — на будущее.
СПРАВКА
4-й уровень ухода означает, что «физические или умственные возможности человека резко ограничены, способности к самообслуживанию явно недостаточны, человек нуждается в полном уходе и круглосуточном присмотре».
«У меня такой ребенок. Каждый год дочке надо заново адаптироваться к школе. Потому что недели через 3-4 после завершения учебного года она забывает всё. Ей очень важен режим. Если б каждый летний месяц хотя бы неделя-две была привычная размеренность, не было бы проблемы с адаптацией в сентябре. А пока — осенью всё начинается заново», — разводит руками Кристина Малиновска.
Мамы говорят, что няню — и необязательно 4-го уровня — вообще найти очень сложно: как только слышат, что ребенок особенный, сразу отказываются… У каждой из моих собеседниц есть подобный опыт, когда годами не найти няню или ассистента. И сейчас, когда ни школы, ни летнего лагеря, ни нянечек, семьям таких детей очень нелегко.
«Нам, родителям, в эти три летних месяца надо отпуска брать поочередно или с работы уходить…»,
— говорит Кристина.
«Начинается тайм-менеджмент. Тем, у кого бабушка есть, можно к ней на недельку отправить. Кто-то берет отпуск — очередной или внеочередной, без оплаты, другие переходят на удаленку… Все ищут варианты», — продолжают Дита и Айя.
«Кажется, у нас в Латвии вообще нигде нет дневного центра, куда можно отвозить ребенка такого уровня ухода…», — сетует кто-то из собеседниц.
Потому родители таких детей и стали действовать. Но надеются, что за решение проблемы всё же возьмется государство. Это недешево, сейчас, как говорят мои собеседницы, в бюджетах — ни государства, ни самоуправлений — таких статей расхода нет. Полагаться можно… Нет, полагаться нельзя ни на кого. Надеяться можно — на проекты и на меценатов.
«Для одного ребенка на один день в этой Школе получилось около 63 евро. Мы обошлись без административных сотрудников и бухгалтера, всё сами делали на добровольных началах. И мы бы с удовольствием платили нянечкам больше, и программу сделали бы пошире… Для детей четвертого уровня еще больше средств надо. Сейчас Общество родителей будет регистрироваться как “социальные услуги”. Если получится, в будущем году сможем подавать проекты в конкурсах с более высоким финансированием и делать Летнюю школу большего формата. По мнению родителей, она нужна минимум на две недели в месяц. И мамам-папам с отпусками и уходом будет легче, и ребенку в школе не придется всё с чистого листа осваивать», — резюмирует Дита Сикуринеца.
PS. В обычное время — т.е. в течение учебного года в школе Līvupe воспитанникам предлагают немало интересных занятий, позволяющих освоить что-то новое. Весной по инициативе родителей широкой общественности показали их успехи — а Rus.LSM.lv об этом рассказал.