На каждую тысячу жителей Латвии приходится 26 детей с инвалидностью. Расстройства психики и поведения наблюдаются у более чем 3600 латвийских детей. Всем этим детям нужна ежедневная поддержка родителей и специалистов. Несмотря на прогресс в вопросах заботы об особенных детях в нашей стране, участники дискуссии указали на все еще актуальные проблемы в сфере образования, трудоустройства и интеграции в общество в целом. Кристине Билея — мать семилетнего ребенка, которому нужна особая забота. Билея рассказал о том, как сложно было записать ребенка в детский сад:
«Одна из вещей, которая делает его счастливым, это то, что у него есть подходящий детский сад, учебное заведение. Наш путь в подходящий садик был довольно сложным. Мы начали с садиков самоуправления. Три из них нам отказали, заявив, что у них нет ресурсов и возможности работать с нашим ребенком. Тогда мы перешли в частное заведение. С четвертого раза удалось найти место, где моему ребенку действительно хорошо. Он многому учится у других, нейротипичных детей.
Но следующий год опять будет сложным, так как нужно думать о школе. Мы не попадаем в школы, в которые хотим, в инклюзивные школы. На них очень большой спрос, и они могут взять лишь пару детей с особыми нуждами в класс. Мы совсем не понимаем, где ребенок будет через год».
Тем не менее, за год был реализован целый ряд проектов, которые упростят жизнь особенных детей и их родителей. Положительные изменения перечислила Элина Целминя, заместитель государственного секретаря Министерства благосостояния:
«Было увеличено пособие по особому уходу на сто евро в месяц для всех детей. Была увеличена доплата к пособию за всех детей с инвалидностью, не только тех, кому нужен особый уход. Введено софинансирование для самоуправлений по уходу на дому. За год на это выделено пять миллионов евро. Число этих детей в самоуправлениях продолжает расти, услуга набирает обороты. Это значит, что во время, когда ребенок возвращается из школы, и ему нужен временный уход, есть услуга ухода на дому».
Образование особенных детей не заканчивается на школьном этапе. Когда они достигают совершеннолетия, как и все остальные жители Латвии, они могут получить высшее образование. Одно из мест, в которое обращаются родители — колледж Государственного агентства социальной интеграции. Детский психиатр Никита Безбородов пояснил, почему ресурсов этого колледжа недостаточно:
«С агентством дело обстоит так, что их желание принимать детей с легкими расстройствами развития интеллекта и аутизмом слегка выросло. Но это лишь одно место в Латвии. Если мы смотрим на соотношение,
около пятнадцати процентов популяции — это дети без расстройств развития интеллекта, но с низким интеллектом и некоторыми особенностями развития. Им сложно найти место, где учиться дальше.
На практике среди программ, которые доступны в агентстве социальной интеграции, очень мало подходящих для нужд особенных детей. Я просмотрел все, и нашел только профессию специалиста по обработке данных, что бы это не значило».
Кроме того, существует и проблема трудоустройства. В прошлом в Латвии звучало предложение ввести квоты, по которым люди с инвалидностью или психическими расстройствами смогут устроиться на работу. Участники дискуссии планируют продолжать свою работу, и смотрят в будущее с надеждой на успехи в следующем году.