Если вы водите автомобиль, то знаете, что периодически, вам нужно проходить медицинскую проверку — чтобы сохранить права. И вот оказывается, что если вы когда-то, например, страдали от депрессии и излечились от неё с помощью психиатра — медкомиссию можете не пройти. В глазах некоторых медиков вы всё еще больны. Есть отдельные комиссии, которые регулярно нарушают права человека.
А есть и такие медики, которые об этом громко говорят. Например, Диана Неперте — глава амбулаторного центра Национального центра психического здоровья.
Уже много лет в Латвии есть регистр пациентов, болеющих определёнными заболеваниями. Их много. Но нас интересуют психические. Каждый диагноз, установленный психиатром, попадает в этот регистр, а на пациента в нём составляется карта. И если врач внёс в карты все данные пациента и сделал это правильно, то карте присваивается статус — aktuāls.
«Статус “актуальный” означает, что карта заполнена правильно, никакого соотношения с диагнозом нет вообще».
Но многие психиатры в медкомиссиях этого не понимают. И статус «актуальный» воспринимают как сигнал, что у человека — серьёзные психические проблемы.
Доктор Неперте это не придумала. Вот инструкция для медиков от Национальной службы здравоохранения (NVD) — тут чёрным по белому на чистом латышском именно так и написано. Карта актуальна — значит, данные в ней сохранены. Не более. Но клиентов медкомиссия на этом «заворачивает», говорит Неперте.
«Дают дезинформирующие сведения: что люди должны приходить к нам и всё делать, чтобы мы стёрли эту информацию. Что у них нет претензий, но пока у них есть карта — у них связаны руки, и могут дать разрешение только на год. Сам факт, что они просят стереть карту, не соответствует возможностям техническим! Она не стираема».
При этом нет никакой разницы — чем болеет или чем болел пациент. Многих психиатров в комиссиях это не интересует. Логика такая: вы в регистре — у вас проблема.
«Он должен его расспрашивать, анамнез получать, обычный врачебный процесс. Не может быть, что человек смотрит в регистр, говорит, что у вас там диагноз. Психиатрические диагнозы могут быть разные. От серьёзных хронических заболеваний, которыми человек болен всю жизнь, до кратковременной реакции на стресс или проблем со сном. Эти состояния — не хронические заболевания, у них есть начало и есть конец. Но они тоже попадут в этот регистр».
Получается, попадут навсегда?
«В нынешней редакции — да», — подтверждает Неперте.
Случаев, когда во время прохождения медкомиссии человеку нужно заключение психиатра — с десяток. Тут и автомобильные права, и ношение оружия, работа в море, работа в воздухе и так далее. По словам доктора Неперте, Национальная служба здравоохранения еще прошлым летом обещала решить проблему.
«Ничего не поменялось на данный момент. Но ситуация в этом году такая, что ко мне обращаются больше, чем раньше. Не все обращаются ко мне, но у меня более 10».
Как доказать комиссии, что ты не болен? Были случаи, когда приходилось поднимать из архива амбулаторную карту. Реже — собирать целый консилиум. За счёт пациента.
LSM+ обратился в Национальную службу здравоохранения, там признают, что проблема есть — медики неверно интерпретируют статус «актуальный». И вроде как уже найдено решение. Александра Козлова, замначальника отдела развития IT-проектов NVD, рассказала:
— Мы предлагаем решение, которое будет чисто техническим. Сейчас у карты указан статус — «актуальный». Мы изменим статус на «документ актуальный». Так мы хотим обратить внимание, что связи с диагнозом нет, статус связан только с документом. Не могу сказать точные сроки, но в ближайшее недели мы уже начнём тестирование этих изменений.
— Это решит проблему? В комиссиях поймут — что это означит?
— Мы надеемся, конечно — это и вопрос просвещения врачей.
Кто будет врачей просвещать — пока не ясно, может, как-то сами. Но пока очевидно, что ясности среди медиков, как воспринимать эту информацию из регистра — нет.