«Мир меняется: у нас было самое жаркое лето в истории, у нас сложная геополитическая ситуация. Постоянно возрастают риски — климатические, техногенные, антропогенные.
Лет 20-30 назад мы думали: авось пронесет. Сегодня философия меняется. Чтобы преодолеть любую кризисную ситуацию, будь то наводнение, транспортный коллапс или пандемия, мы должны следовать неким процедурам. Причем процедуры эти не новые. Они развивались тысячелетиями», — говорит Янис Ванагс.
Он подчеркнул, что речь идет именно о гражданских кризисах — военными занимаются другие организации. В составе CIREN — специалисты в самых разных областях, как теоретики, так и практики.
По словам Ванагса, острая необходимость экспертов кризисных ситуаций возникла после трагедии с обрушением магазина Maxima в Золитуде. Тогда к работе были привлечены многие специалисты. Они начали работать над упорядочиванием процедур управления кризисными ситуациями, и вскоре возник шанс их протестировать — началась пандемия.
«Во время пандемии мы проверили, как работают все службы и как функционирует все общество. Для всех нас это была очень хороший урок. Стало ясно, что если случится очередной кризис, то им должны заниматься не только специальные службы, но и все мы. Каждый член нашего общества должен отвечать за безопасность — и общества, и свою личную», — говорит Янис Ванагс.
В организации CIREN объединились теоретики и практики разных стран, включая США и Великобританию, но ее география ограничена регионом Северных стран. «Это компактный регион, страны маленькие, и, помогая друг другу, мы можем использовать общую синергию. Кризисы в разных странах могут различаются, но процедуры управления ими для всех одинаковые».