Омбудсмен обратился к этому вопросу, получив жалобу жителя Цесисского края, который пожаловался на то, как самоуправление действовало в связи со строительством парка солнечных панелей. Парк установили возле некоего участка в Национальном парке Гауя (который является особо охраняемой территорией), о чем автор жалобы не был проинформирован. По его мнению, возможности жителей — особенно тех, кто живет рядом с будущими такими парками — высказаться против подобных проектов ограничены, поскольку установка солнечных панелей в Латвии не считается строительством.
Омбудсмен считает, что Цесисская краевая дума нарушила принцип хорошего управления, выдав разрешение на строительство до того, как была проведена первоначальная оценка влияния проекта на окружающую среду. В результате информация о проекте не была доступна на сайте самоуправления и в муниципальном информационном издании.
В конкретном случае также не было сведений о проекте на строительном информационном стенде, из-за чего общество не могло о нем узнать. По мнению омбудсмена, обойтись без информацонного стенда можно было только в случае, если было бы организовано публичное обсуждение проекта.
Омбудсмен констатирует, что возможны ситуации, когда при оборудовании солнечного парка не проводятся мероприятия по информированию и вовлечению общественности. Собственно, не всегда требуется первоначальная оценка влияния проекта на окружающую среду, о которой надо информировать общественность. Министерство экономики пояснило, что в понимании Закона о строительстве солнечна панель строением не является, а требование об информационном стенде не распространяется на линейные инженерные конструкции (например, заборы), которые возводятся в связи с установкой парка солнечных панелей.
Но, омбудсмен считает, что нельзя допускать ситуации, когда общество не может узнать о парке на несколько гектаров до того, как начнется его строительство.
«Апеллирование к тому, что панели не создают существенного влияния, не может быть аргументом для отказа гражданам в праве на участие. Неполучение информации уже само по себе является препятствием для участия общества. Это вытекает не только из права на благоприятную среду, но и из фундаментального права знать свои права. Призываю ответственные министерства к действию, чтобы изменить нынешнюю практику», 1 заявил он.
Он настаивает, что своевременное информирование общественности о планируемых действиях и обеспечение общественного участия — важный элемент хорошего управления, особенно, если речь идет о масштабных проектов, затрагивающих окружающую среду.