Это интервью появилось в Youtube чуть более полугода назад. Девушка рассказывала, как ей запрещали ходить в школу, обращаться за медицинской помощью, есть мясо, были агрессивны. Попасть в безопасную среду ей удалось благодаря полиции и этому человеку - Эдийсу Клайшису. Он основатель центра для подростков Open, где потерпевшей и оказали помощь
Сюда может прийти любой подросток: учиться, играть в игры, смотреть фильмы, общаться с единомышленниками, заниматься спортом. Можно даже жить – на втором этаже есть квартиры для тех, кому некуда идти.
Здесь подростков никто ни к чему не принуждает, все по доброй воле. Есть возможность получить юридическую помощь, психологическую, медицинскую. Огромное количество волонтеров разных специальностей готовы оказывать молодым людям помощь. Условие только одно:
«У нас есть девиз – доверяем и даем возможности, но один раз! Если подвел – все, ты теряешь возможность посещать наш центр. Главное правило – без алкоголя, наркотиков, краж и с уважительным отношением к другим».
Алкоголь и наркотики Эдийс чует за версту. В этом виновато темное прошлое, смеется он.
«Я более 20 лет пил и употреблял наркотики, вытворял такое…», - вспоминает мужчина.
Бросил, потому что стало страшно. Уходили друзья. Начались проблемы с собственным здоровьем. И он завязал. А потом нашел себя в помощи молодежи. И теперь каждый день сталкивается с историями, от которых «выбивает пробки».
«Большинство случаев, как я говорю, «выбило пробки» - связано с девчонками. Последнее время очень часто сталкиваюсь с ситуациями, когда девочки страдают от мам.
Как мама может сказать своей дочке, что она сама виновата, что ее изнасиловали? Смирись с этим?».
Двое молодых людей попали сюда после того, как год прожили в палатке на Луцавсале. Соцслужба о них ничего не знала. Дети любят своих родителей, какими бы они ни были, и бояться им навредить, потому не обращаются за помощью. И никто не знает, что они скитаются по улицам или живут на кладбище:
«К нам попала девочка, которая на кладбище жила. Начала приходить к нам, мы давали временные квартиры, потом с отличием закончила школу, поступила в ЛУ, учится на биолога – по рейтингу успеваемости четвертая».
Еще одна девушка начала учиться намного лучше благодаря Эдийсу. Просто потому, что он отвел ее к окулисту. «У нее было зрение -4 и у нее никогда не было очков. Вопрос: неужели в школе не замечали? Замечали, но этот вопрос надо же решать».
Кстати, по наблюдениям Эдийса, подростки из неблагополучных семей, те, кто живет в очень тяжелых условиях, часто тяготеют к чтению:
«Те, кто жил ужасных условиях – они много читают, это возможность убежать от реальности. Один парень жил в подъезде, у него целый рюкзак с книгами был».
Не стоит думать, что сюда, в центр приходят лишь неблагополучные подростки. Многие – из хороших семей, учатся в престижных школах и кажется, не знают бед. Но на самом деле, именно среди таких учеников чаще всего встречаются проблемы с наркотиками.
«На подростка давит школа, давят родители и у него кроме учебы вообще ничего нет... Наркотики – самый быстрый способ от всего отключиться».
Мама на ретрите, папа на работе. Мама пьет, папа в тюрьме. Папа пьет, мама живет с агрессивным отчимом - истории такие разные, но такие похожие. Дети в них предоставлены сами себе. И так важно дать им пространство, где их принимают. И где кому-то не все равно.
Сейчас в Латвии работает 13 центров для подростков Open, cуществуют они на пожертвования неравнодушных.