Журналист и редактор лиепайского TV Kurzeme Инесе Кестере известна далеко за пределами Лиепаи. Когда в середине лета она объявила, что покидает телевидение и уходит работать в школу, для многих это стало шоком. На вопрос «почему?» она со смехом отвечает — мол, это кризис середины жизни. Но решение зрело давно.
«У меня довольно давно было чувство, что в журналистике в Лиепае я свое уже сделала. И была уже определенная рутина. Хотелось чего-то другого.
Но если в журналистике — значит, надо перебираться в другой город. Подумала — может, кардинально поменять, что-то совсем-совсем другое? И тут — программа Mācītspēks. Как-то всё сложилось, что как раз в тот момент, когда мне захотелось попробовать что-то другое, пришло это предложение. Так я и переключилась. Когда я в этой программе стартовала, мы дали свои дипломы, представители Mācītspēks изучили, в каких сферах я могу обучать. Литература была сразу, автоматически. Также мне предложили обучать дизайну, технологиям, еще то сё. Но мне хотелось что-то с литературой скомбинировать. Это логично.
Мне сказали: “Ладно, латышский язык, но тебе не хватает кредитных пунктов”. И я прошла дополнительную проверку, преподаватели оценивали, могу ли я обучать латышскому. Доказала, что могу. Эта комбинация — латышский язык и литература — она мне близка, и по душе, я пишу книги. Так что очень логичный выбор», — сказала Кестере.
Настал черед выбора школы. Тут даже думать особо не пришлось. В Лиепае было два предложения, одно — в средней школе имени Дружеского призыва, на нее и пал выбор, потому что Инесе Кестере именно здесь когда-то и сама училась. Вот уже второй месяц она преподает язык и литературу в параллели четвертых классов, это четыре класса, около 120 учеников. Многие знакомые при встрече спрашивают — мол, как у тебя дела в школе? Начинающий педагог смеется, что ответ может быть разным, день на день не приходится — от «всё классно», до «по-всякому» и «как по волнам».
«В целом — хорошо. Особенно, если послушать рассказы других коллег-участников Mācītspēks. Тогда я понимаю, что у меня всё очень хорошо. Потому что есть люди, которые поняли уже через пару недель, что школа не для них, есть люди, которые плачут по вечерам, такого у меня тоже еще не было, тьфу-тьфу-тьфу. Ну, по-всякому бывает. Понимаю, что мне повезло — со школой, коллегами, детьми, может, с самой собой, что у меня не было розовых очков.
Если идти в школу с намерением “Я буду нести свет детям, они все будут сидеть тихо и слушать!..”. Нет! Тогда крышка. Такого нет, просто нет!
А у меня розовых очков не было, я как журналист нередко крутилась в школах, знаю, как дети говорят, как себя ведут, как к учителям относятся и к тому, чему учителя пытаются их научить… Так что у меня не было иллюзий. Это мне помогло».
Мы встретились после уроков, у Инесе с собой была объемистая тяжелая сумка, битком набитая тетрадками — вечером предстояло их все проверить. А ведь она не только преподает, но и сама учится — с понедельника по четверг включительно ведет уроки в школе, а по пятницам сама садится за парту в Лиепайской академии РТУ и изучает разные педагогические премудрости. Так что и самой учебные задания надо делать, и домашки школьников проверять — временами, как она говорит, мозги начинают буквально закипать.
Но на главный вопрос — «Не жалеешь?» — Инесе уверенно и сразу отвечает: «Нет!». Об этом она тоже думала перед тем, как изменить свою жизнь — опасалась, вдруг не понравится в школе, и что, обратно на ТВ возвращаться?
«Мне хотелось, чтобы было интересно. Хотелось выйти из зоны комфорта. Потому что мне было скучно. А сейчас мне интересно. Может, иногда чересчур интересно. Но всё хорошо по большому счету. Единственное, что я поняла, сам этот проект — боже, какая это авантюра!
По-моему, такое никогда бы не было возможно, не будь в стране такой острой нехватки учителей.
Это со стороны государства своего рода шаг отчаяния — ты готов двери школы открыть людям, которые только учатся быть учителями, но еще не учителя. Я осознаю это доверие, оказанное тебе, человеку со стороны, тебе доверили работу учителя. Заинтересовать детей латышским языком, чтением книг, грамматикой и всем остальным. Мне сначала казалось: “Да что тут такого, почему бы и нет?”. Но ведь это целая наука и искусство… В общем, вызовов хватает, это ясно. И оказанное тебе доверие — оправдается или нет? Такие вопросы после первого месяца», — сказала она.
Судя по сияющим глазам Инесе Кестере — у нее всё получится. Программа Mācītspēks — большое подспорье для всех школ Латвии. За первые четыре года программы квалификацию педагога получили 227 человек, на курсе 2024 года учатся 102 человека. И учат детей языку и литературе, иностранным языкам, математике, истории, биологии, компьютерным знаниям и многим другим наукам.