Печальнее всего было бы продать то, что мы создавали всю жизнь. История Ингриды и Гунтара

Ингрида и Гунтарс Себри выращивают яблоки, вишни, сливы, груши и осеннюю малину в крестьянском хозяйстве «Плявниеки» в Гулбенском крае. У хозяев есть девять теплиц, в которых растут зелень и овощи. В саду им помогают дочь Гундега и еще четверо детей, а Ингрида работает в средней школе Гулбенского края учителем истории, сообщает Latvijas Radio. Хозяева надеются, что дети продолжат развивать их хозяйство.

«Дети большие. И прозвучал такой комментарий – мама, вы научили нас работать, но забыли научить отдыхать», - признала Ингрида.

Возможно, именно потому Ингриде и Гунтарсу параллельно с работой в Институте садоводства по хозяйству помогает дочь Гундега, которая закончила Латвийский университет биологических наук и технологий. Гундега является агрономом и садоводом, а после учебы закончила и Булдурский техникум, где обрела больше практических знаний. Вместе с сестрой она участвовала в конкурсе для молодежи «Селу быть».

«Цель конкурса – развивать предпринимательство в сельском хозяйстве. Начали с сестрой выращивать душистый горошек, оборудовали для этого теплицу. Мы делаем венки из душистого горошка, поставляем их для свадеб», - поделилась Гундега.

Также девушка во время учебы дополнительно прошла двухгодичные курсы по пчеловодству и теперь в хозяйстве есть 15 ульев.

Как все начиналось

Хозяйство Ингрида с мужем Гунтаром основали в 1992 году, начав с десяти гектаров.

«Рабочие места в колхозах пропали, прошла приватизация и прихватихация земли, возвращение имущества тем, у кого оно было отнято в советские годы. Мы решили, что нам нужны эти свободные земли, которые в то время можно было купить, чтобы создать свое хозяйство. Поскольку в доме моих родителей в то время хозяйничали мои родители с братом, а родители мужа хозяйничали в возвращенном хозяйстве», - говорит Ингрида.

Уже в первый год они посадили плодовые деревья, но им нужно время, чтобы вырасти. Поэтому крестьяне зарабатывали на выращивании капусты, огурцов, морковки, лука и других овощей. Параллельно с работой в хозяйстве Ингрида всю жизнь работала и продолжает работать учителем истории в Гулбене.

Сейчас сад на 12 гектаров приносит богатый урожай. Два гектара в нем занимают сливы, шесть гектаров – яблони, а еще два – груши и осенняя малина. Рядом с девятью теплицами, где на площади в полгектара растут овощи, зелень и цвета, находится поле рабарбара. Гунтрас отмечает, что в последние годы рабарбар становится все более востребованным для изготовления различных напитков и мороженого.

Из-за заморозков было весело

Также, говорит он, он наблюдает, как за последние годы меняется климат.

«Очень выраженно. Когда не росли сливы, вишни, их было очень трудно вырастить. Груши замерзали. Сейчас все повернулось с ног на голову.

Сейчас все холода прошли, а сливы – идеальные, вишни – идеальные, груши чуть похуже, но хуже всего с яблоками. Они хуже всего чувствуют себя на холоде, особенно старые сорта», - отметил Гунтарс.

Сильные заморозки этой весны, признают в хозяйстве, прошли весело. Крестьяне обработали свои деревья сахарным препаратом, который засахаривает цветы, что не позволяет им раскрыться и помогает пережить заморозки. Но этот препарат действует при температуре до -3 градусов, а в их хозяйстве было -6 градусов.

«Да, вишни начали цвести 5 мая, но сказать, что все замерзло… нет, вишни будут. Сколько – это мы еще посмотрим», - говорит Гундега.

Весь урожай крестьяне собирают собственноручно. Признают – это вызов, но в то же время и специфика отрасли. Во время сезона помогать по хозяйству приходят и школьники, поскольку крестьяне уже долгие годы сотрудничают с Государственным агентством занятости.

Фрукты и ягоды продаются и в сыром, и в переработанном виде – как сок и варение.  У крестьян много идей и расширении и развитии переработки, но, говорят они, будущее хозяйства – в руках детей.

«Для нас главное, чтобы те новые сорта, которые мы вырастили, продолжали расти и производить.

Все в руках детей

Чтобы дети использовали созданную нами возможность и развивали хозяйство дальше, что не пришел момент, что мы окажемся в преклонном возрасте и будем вынуждены продать все то, что создавали всю жизнь. Это был бы самый болезненный вариант, но надеюсь, что кто-то из пяти… Наследники все пятеро, а семейная традиция такова, что если один берется развивать это имущество дальше, он по примеру деда выплачивает остальным его долю. Они все выросли тут, в этом месте, и все одинаковые наследники», - пояснила Ингрида.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное