В 2023 году клиенты четырех крупнейших коммерческих банков потеряли из-за телефонных мошенников почти 6 миллионов евро, а за первые пять месяцев этого года цифра уже превысила 5 миллионов. Так что есть большая вероятность, что финальное число в этом году будет выше, чем в прошлом.
«По статистике Госполиции, если [мошенники] позвонили людям старше 60 или 70 лет, то в 80% те станут жертвами», — утверждает представитель Госполиции Солвита Слядзе.
«Мы же доверчивые. Пожилые люди всегда жили бедно. А тут если вдруг сейчас мне предложат выиграть в лотерею, ну, я доверюсь», — признается Терезия Мацкаре, глава общества Rīgas aktīvo senioru alianse (Рижский альянс активных сениоров).
Пожилых людей легче запугать и убедить, что что-то случилось или что нужно срочно что-то сделать. Кроме того, у них обычно есть накопления. Часто пожилые люди продолжают общаться с преступниками, потому что чувствуют себя одинокими.
«Я наверное неделю переписывалась, но быстро разобралась в чём дело и заблокировала. И всё», — говорит Янина
«Я отвечаю, например, по-латышски, и если мне говорят [по-русски] «здравствуйте», я кладу трубку и все. Я не продолжаю разговор», — делится опытом Аусма.
«Если во время разговора вы сталкиваетесь с тем, что, например, вас торопят, пытаются запугать рассказами, что ваши финансовые средства не в безопасности, то самый правильный шаг в этом случае, чтобы уберечься от мошенника, от дальнейших последствий мошенничества — бросить трубку», — уверяет советник Ассоциации финансовой отрасли Арманд Онзулс.
Сообщить о попытках мошенничества можно и нужно по электронной почте [email protected]. А если деньги уже были украдены, пишите заявления в полицию. Ассоциация финансовой отрасли же совместно с телефонными операторами в этом году продолжит работу по блокировке мошеннических ссылок и телефонных звонков.
Rus.LSM.lv рассказывал, как при сотрудничестве правоохранительных органов Латвии и Украины на территории последней были обезврежены две мошеннические группы, которые организовывали целые колл-центры для выманивания денег — в том числе у латвийцев.